gerb ministry
Russian
Русский
English
English
French
Français
Spanish
Español
German
Deutsch
Italian
Italiano
Portuguese
Português
український
Україн
Kazakh
Қазақша
Chinese
中文
Arabic
ﺔﻴﺑﺮﻌﻟا
Mongolian
Mонгол
Vietnamese
Tiếng Việt
Moldavian
Moldov
Romanian
Română
Türkçe
Türkçe
Главная страница О проекте Карта портала Полезные ссылки Авторизация
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 25
26 27 28 29 30












Portal - Asociación Latinoamericano Rusia - Oferta Universitaria de las Americas y el Mundo, Rusas, estudios en rusia, universidades rusas, idioma ruso
Ruski studenti SCG
Фонд Русский мир

Образование в Москве

Первые школы в Москве, как и везде в Древней Руси, открывались при монастырях. С 15 в. появились и частные школы ("мастера грамоты"). С развитием государства Москве постоянно требовались грамотные люди в качестве дьяков, подьячих, толмачей-переводчиков, писцов: многие из них были выходцами из низов общества. Первая частная библиотека была привезена Ивану III Софьей Палеолог. Иван IV дополнил это собрание другими книгами (не только духовными, но и светскими), библиотека вызывала восхищение у русских и иностранцев, но судьба ее неизвестна. По примеру царя книжные собрания стали появляться и у других знатных людей. С началом книгоиздания (1564, см. Иван Федоров) просвещение стало распространяться быстрее. В школах получили признание выпущенная Федоровым во Львове (1574) и в Остроге (1578) славяно-русская азбука. С началом контактов с Западом и беспрестанных споров о вере русские болезненно ощутили свою отсталость. Проблема была в том, что учиться у западных еретиков представлялось невозможным. Поэтому в Москву приглашались специалисты из Греции, Юго-Западной Руси, православной Литвы, Украины, где необходимость противостояния католической пропаганде вызвала более ранее появление православных школ. В грамматических и греко-латинских школах 17 в. преподавались славянская грамматика, литература, риторика, греческий и латинский языки и др. Понятия о точных и естественных науках были минимальны. В 1648 боярин Ф. М. Ртищев открыл Школу словесных наук" (греко-латинскую) при Андреевском монастыре, в 1653 под руководством Епифания Славинецкого начала работу школа при Чудовом монастыре, в 1665 - школа для грамматического учения" Симеона Полоцкого при Спасском монастыре за иконным рядом (заиконоспасская), в 1668 - греко-латинская школа в Китай-городе при церкви Иоанна Богослова, в 1680 - правительственная школа при Печатном дворе (типографское училище) и др. В 1687 открыта первая в Москве высшая школа - Эллино-греческая академия, руководителями и преподавателями в которой были до 1694 братья Иоанникий и Софроний Лихуды. Состав учащихся был довольно пестрым: наряду с детьми духовенства и дворян принимались и способные мальчики из низших классов (но лично свободные). К детям царя, богатых и знатных бояр приглашались домашние преподаватели. С 16 в. имелся особый книжный ряд на торгу.

В 17 в. резко возросла доля светских книг. После петровских реформ образованию уделялось первостепенное внимание.

После перенесения столицы России в Петербург Москва сохранила свои позиции образовательного центра России. Эллино-греческая академия в 1701 преобразована в Славяно-латинскую академию (629 учеников в 1725). В 1701 открылось специальное заведение - Школа математических и навигацких наук (538 учеников в 1712), ведущую роль в которой играл Л. Ф. Магницкий, автор первого учебника арифметики.Школа готовила специалистов военно-морского флота, судостроителей, геодезистов и др. В том же году была учреждена Пушкарская (артиллерийская) школа (80 учеников в 1704), в 1707 при военном госпитале - Госпитальная школа (50 учеников в 1712), в 1712 - Инженерная (90 учеников в 1723). Для изучения латинского и новых западноевропейских языков работала в 1701-15 Разноязычная школа, которой с 1711 руководил Ф. П. Поликарпов.

Многие учебные заведения были сословными. Для детей дворян в 1730-е гг. была открыта Юнкерская школа. Создавались частные дворянские пансионы для мальчиков и девочек (в 1785 - 7 пансионов, в 1790-е гг. - до 20). В 1755 в Москве был открыт университет, в котором могли обучаться также и дети разночинцев, при нем - гимназия (1755-1812). В 1779 при университете открылся Благородный пансион (с 1791 получил самостоятельность).

В 1773 при Воспитательном доме (основан в 1764) для детей купцов было учреждено Коммерческое училище (в 1800 переведено в Петербург). В 1779 открыта Землемерная школа, предшественница Межевого института. В конце18 - начале 19 вв. интенсивно открывались народные училища.

В 1815 на средства богатых армян Лазаревых было учреждено Армянское училище, впоследствии преобразованное в Лазаревский институт восточных языков. В 1825 С. Г. Строганов основал Школу рисования в отношении к искусствам и ремеслам. В 1830 основано Техническое училище (ныне Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана). Частные пансионы (25 в 1839) предназначались для детей дворян, крупных промышленников, купцов. Для девочек действовали также институты Ведомства учреждений императрицы Марии (особые для дочерей дворян и для девочек из других сословий): Екатерининский институт, Александровский институт, Елизаветинский институт, Николаевский институт; для сыновей дворян - Лицей Цесаревича Николая (см. Катковский лицей). Для детей промышленников и купцов в 1835 было открыто Мещанское училище. К 1853 в Москве было 124 учебных заведения (14 тыс. учащихся).

После реформ 1860-х гг. потребность в расширении народного образования и повышении его качества усилилась. В начале 1870-х гг. было открыто 8 городских училищ (с 6 летним сроком обучения). В 1912 открыты высшие начальные училища - 4-х годичные повышенные начальные школы (на начало 1917 - 7). Появились частные гимназии. После реформ 1905 появился первый частный университет - Московский городской народный университет им. Шанявского, также на частные пожертвования открылся Педагогический институт им. П. Г. Шелапутина.

В 1912 правительственных и частных средних учебных заведений было: 25 мужских гимназий, 14 реальных училищ, 3 кадетских корпуса, одно правительственное, одно биржевого комитета и 6 частных коммерческих училищ, 49 женских гимназий, преимущественно частных, 2 частных женских коммерческих училища. В начале 1914-15 работали 752 общеобразовательные школы различных видов, в том числе 150 средних (42,9 тыс. учеников). В 1914-15 учебный год было 20 высших учебных заведений (33,9 тыс. студентов).

Потребность в квалифицированных рабочих, мастерах-ремесленниках, технических кадрах обусловила создание 3-годичных низших технических училищ и ремесленных школ и 4-годичных средних технических училищ (готовили помощников инженеров). Большинство этих учебных заведений создавалось по частной инициативе обществ и отдельных благотворителей.

После Октябрьских событий 1917 в период Гражданской войны занятия в большинстве школ проводились нерегулярно, состав учащихся был изменен (детей из пролетарских районов переводили в "престижные" гимназии), частные школы национализированы. Некоторое время происходила организационная чехарда. Первоочередными были задачи ликвидации неграмотности и беспризорности. По мере стабилизации было введено централизованное управление образованием (с 1920). В 1927 открылись первые советские школы. В 1918 были созданы училища для подготовки рабочих (ФЗУ). В 1920 на базе 7-летней школы был создан новый тип средней профессиональной школы - техникум, где стали готовить специалистов средней квалификации В 1930-31 в Москве было осуществлено всеобщее обязательное начальное обучение детей (по стране - к 1934) и вводилось всеобщее обязательное 7-летнее (в основном осуществлено в 1937). В 1935-40 построено 379 школ. К концу 1930-х гг. большинство школ стало десятилетними. В годы войны была сделана попытка открыть новый тип школ по образцу классических русских гимназий с преподаванием латыни и греческого. Для учащихся всех средних учебных заведений в эти годы было введено бесплатное питание (для школ - только завтраки). В 1940 ФЗУ были реорганизованы в ремесленные училища, открывались школы фабрично-заводского обучения (ФЗО) с 6-месячным сроком обучения для молодежи 16-18 лет. К 1948 действовало 80 ремесленных училищ и 45 школ ФЗО. В годы войны было введено раздельное обучение, отмененное в 1953 после смерти Сталина.

С 1959 все училища и школы системы трудовых резервов были преобразованы в профессионально-технические училища (ПТУ), в 1969 созданы средние ПТУ, которые должны были давать профессиональную подготовку и среднее образование.

С середины 1950-х годов создаются единичные школы с углубленным изучением отдельных предметов (в основном иностранных языков). Число таких школ (их неофициально называют "спецшколами"), начиная с 1960-х гг., постоянно увеличивается. Принимают в эти школы по результатам экзаменов и собеседований, что приводит к элитарному характеру образования.

С конца 1980-х годов появляются первые частные школы. В названиях средних учебных заведений возникают давно забытые слова: гимназии, лицеи, колледжи.

Ведущим высшим учебным заведением Москвы с 1755 является Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова.

В первые послереволюционные годы были созданы 2-й МГУ, Ветеринарный институт, Горная академия, Инженерно-строительный институт, Текстильный институт, Химико-технологический институт им. Д. И. Менделеева, Электротехнический институт связи и др.

В 1930-е гг. создается ряд отраслевых технических институтов: Авиационный, Автомеханический, Автодорожного транспорта, Горный, два медицинских, пять педагогических, Полиграфический, Стали, Станкоинструментальный, Энергетический и многие другие. Широкое развитие получила система подготовки кадров без отрыва от производства (вечерняя и заочная формы высшего образования).

В 1960-70-е гг. в столице созданы вузы по новым направлениям науки и техники: Радиотехники, Электроники и автоматики, Электронного машиностроения, Электронной техники, Управления.

В конце 1980-х годов столичные вузы захватывает волна переименований (не всегда необходимых): институты переименовывают в университеты, академии. Важным событием было создание на базе Историко-архивного института Российского государственного гуманитарного университета. Появляются частные вузы, вводится платная форма обучения в государственных вузах.

Источник: http://www.msk-guide.ru

При любом использовании материалов сайта АКТИВНАЯ ГИПЕРССЫЛКА ОБЯЗАТЕЛЬНА
Все материалы защищены законом об авторском праве
HTML-код ссылки:
<a href="">Образование в Москве</a>
Поиск
Расширенный поиск


Важное
Ссылки
FAQ
Новое
Интерактивная карта образовательных организаций (учреждений), проводящих государственное тестирование по русскому языку как иностранному

Интерактивная карта образовательных учреждений Российской Федерации, осуществляющих довузовскую подготовку иностранных граждан на бюджетной основе

Федеральный портал "Российское образование"

ЕДИНОЕ ОКНО
доступа к образовательным ресурсам
Библиотека учебных ресурсов


© 2006-2013 Министерство образования и науки Российской Федерации
При использовании материалов сайта ссылка на «Российское образование для иностранных граждан» и уведомление администратора обязательны
Федеральная информационно-аналитическая система "Российское образование для иностранных граждан" зарегистрирована в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл N ФС 77 - 48613 от 16 февраля 2012 года