gerb ministry
Russian
Русский
English
English
French
Français
Spanish
Español
German
Deutsch
Italian
Italiano
Portuguese
Português
український
Україн
Kazakh
Қазақша
Chinese
中文
Arabic
ﺔﻴﺑﺮﻌﻟا
Mongolian
Mонгол
Vietnamese
Tiếng Việt
Moldavian
Moldov
Romanian
Română
Türkçe
Türkçe
Главная страница О проекте Карта портала Полезные ссылки Авторизация
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 28
29 30 31












Portal - Asociación Latinoamericano Rusia - Oferta Universitaria de las Americas y el Mundo, Rusas, estudios en rusia, universidades rusas, idioma ruso
Ruski studenti SCG
Фонд Русский мир

Базовый и потенциальный словарь при обучении русскому языку монгольских студентов-нефилологов (биологов)

Цэдэв Хаянхярваа
navaanzoch@yandex.ru
канд.пед.наук,
проректор по научной работе
и международным связям
Ховдского государственного университета
Ховд, Монголия

Базовый и потенциальный словарь
при обучении русскому языку монгольских студентов-нефилологов (биологов)

        В последние годы в монгольских школах стали предпочитать прагматический подход к обучению иностранным языкам, который, на наш взгляд, является более приемлемым, так как студенты-нефилологи изучают иностранные языки, в том числе русский, с чисто практической целью - овладевать лексикой выбранной специальности, читать и понимать специальную литературу, извлекать из нее нужную информацию.

        Весь материал для обучения студентов-нефилологов языку специальности, т.е. русскому, можно организовать как особую систему. Возьмем, например, биологическую терминологию. Она также является особой системой, можно сгруппировать слова тематически, образовать синонимические и антонимические ряды, организовать термины в гнезда однокоренных слов и др. [5: 20]. Кроме того, по нашим статистическим данным, 66,4% биологической терминологии являются словами сложными и производными.

        Содержание обучения в большей степени зависит от научно обоснованного выбора технологии обучения. Результаты обучения определяются не только субъективными факторами (отношением учащихся к предмету), но и объективными (свойствами самого изучаемого материала).

        При прагматическом подходе к обучению студентов-нефилологов языку специальности, в первую очередь, на наш взгляд, необходимо определить единицы базового и потенциального словарей по различным специальностям (далее "базовые" и "потенциальные" слова).

        С целью обновления и совершенствования содержания обучения нами произведен отбор базовых и потенциальных слов, необходимых для чтения и понимания специальной литературы по биологии. Источниками выборки явились "Биологический энциклопедический словарь" (гл. ред. М.С. Гиляров, М., 1986) и несколько учебников, из которых мы отобрали более 100 текстов для занятий со студентами-биологами. Весь объем словаря составил 10 000 слов. Из них в базовую часть вошли 976 слов (мотивирующих), имевших частотность 2 или более раз, в потенциальную - около 5 500 слов (мотивированных). Соотношение базовых и потенциальных слов 1:5,6. Значит, знание одного базового слова поможет узнаванию и пониманию в среднем 5-6 новых слов. Из базовых слов 52,1% занимают имена существительные, 29,2%  - глаголы, 13,7%  - имена прилагательные, 4,9% - имена числительные, местоимения, предлоги и др.

        Известно, что содержание обучения реализуется через учебный стандарт, план, программу, учебники, учебные пособия и учебные словари. Мы знаем самые различные учебные словари по русскому языку, в том числе и терминологические, предназначенные для студентов-иностранцев, однако, как признает известный лексикограф проф. В.В. Морковкин, потребность в учебных терминологических словарях удовлетворяется в явно недостаточной степени [3: 1]. "Словари по специальностям (подъязыкам) должны подвергнуться дальнейшей обработке" - писала профессор С.К. Фоломкина [4: 258]. Лексикографы хотят, чтобы "в учебном полиаспектном словаре алфавитное расположение единиц органически совмещалось с расположением, отражающим существующие между ними системные связи" [2: 66]. Значит, в учебных словарях необходимо показывать омонимические и паронимические цепочки, словообразовательные гнезда, гиперо-гипонимические цепочки, лексико-семантические и тематические группы, лексико-семантические поля. Создание эффективного базового учебного словаря русского языка, ориентированного на определенный контингент учащихся, т.е. на определенную специальность, как писал Г. Даваа-самбуу, возможно только на основе последовательного и системного учета русских лексических единиц [1: 9].

        Следуя вышеупомянутому принципу и учитывая возрастающую роль словообразования в обучении русскому языку студентов-иностранцев, мы составили словарь, предназначенный для чтения и понимания специальной литературы, - "Словарь базовых (на русско-английско-монгольском) и потенциальных (на русском) слов по биологии" [6]. Такой словарь содействует узнаванию новых производных слов, что является, на наш взгляд, творческим процессом и вполне соответствует требованиям обучения, ориентированного на студентов.

       Приведем в пример некоторые статьи из этого словаря.

        232. ЗВЕРЬ - /wild/ beast - араатан, ан // зверёк, звероводство, звероводческий, зверолов, звероподобный, зверёнок, звериный, по-звериному, зверский, зверски, звереть, звероящер, птицезвери.

        949. ЩУПАТЬ - feel, touch - тэмтрэх, барьж ϑзэх // щупание, щупальце, щупальцевый, щупальцевые, щупальцевидный.

        Первому слову зверь соответствует 13 потенциальных слов, второму щупать - 5.

       Некоторые слова-омонимы, например, почка, цвет, даны в двух различных значениях.

        573. ПОЧКА 1 - bud - нахиа, гϑлϑг // почечный, почковаться, почкование, почковидный, почкоед.

        574. ПОЧКА 2 - kidney - бϑϑр // почки, почечки, почечный, надпочечник, надпочечный, предпочечник, предпочечный, пред-почка.

        Знание корней слов, словообразующих аффиксов и словообразовательных закономерностей развивают у студентов языковую догадку, что способствует обогащению словарного запаса по специальности, далее, успешному обучению иностранным языкам, в данном случае русскому.

        Для того чтобы успешно обучать студентов-нефилологов иностранному языку, надо пересмотреть существующее содержание обучения, определить объем базового и потенциального словарей по специальностям, проводить обучение, опираясь на базовые и потенциальные слова, разработать систему упражнений по формированию потенциального словарного запаса, уделять особое внимание выбору эффективной технологии обучения, которая соответствовала бы потребностям сегодняшних студентов.

        В различных словарях, особенно в учебных, даются готовые материалы, эквиваленты определенным словам. Настоящий "Словарь базовых и потенциальных слов по биологии" ведет студентов к творческой деятельности: на основе знания корней (основ) и словообразующих аффиксов студенты сами узнают незнакомые слова и устанавливают их значения.

        Однако мы не претендуем на самый лучший тип учебного словаря среди его различных вариантов. Скорее всего, это попытка отражения системности словообразования в биологической терминологии в учебном словаре для монгольских студентов-нефилологов (биологов).

        Данный тип словаря мы уже несколько лет используем в учебной практике при обучении студентов-биологов, кстати, не только в Ховдском университете, но и в ряде других вузов, например, в Монгольском государственном и Монгольском педагогическом университетах, где готовят специалистов по биологии. Ныне у нас на кафедре иностранных языков группами преподавателей создаются такие же словари по химии и географии, в результате чего мы намерены выпустить "Словарь базовых и потенциальных слов по естествознанию". Кроме того, нами разработана система упражнений по формированию у студентов потенциального словарного запаса, составляется учебник по русскому языку для студентов-биологов (автор Л. Алтанцэцэг, редактор X. Цэдэв), где учитывалась словообразовательная система русского языка.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Даваасамбуу Г. Контрастивная ценность русских слов и ее отражение в базовом учебном словаре русского языка для учащихся-монголов: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 1987.

  2. Кочнева Е.М., Морковкин В.В. Учебная лексикография и методика: характер взаимодействия // Русский язык за рубежом. 2003. N 2. С. 64-69.

  3. Морковкин В.В. О состоянии и желательных перспективах русской учебной лексикографии (для иностранцев). М., 1985.

  4. Фоломкина С.К. Некоторые вопросы обучения чтению на иностранном языке в неязыковом вузе // Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия / Сост. А.А. Леонтьев. М., 1991.

  5. Цэдэв X. Расширение специальной лексики на занятиях иностранных языков (на примере преподавания русского языка студентам-биологам): Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Улан-Батор, 1998.

  6. Цэдэв X. Словарь базовых (на русско-английско-монгольском) и потенциальных (на русском) слов по биологии. Ховд, 2001.




Источник: Учебно-методический иллюстрированный журнал "Русский язык за рубежом", N 1/2006(195)


При любом использовании материалов сайта АКТИВНАЯ ГИПЕРССЫЛКА ОБЯЗАТЕЛЬНА
Все материалы защищены законом об авторском праве
HTML-код ссылки:
<a href="">Базовый и потенциальный словарь при обучении русскому языку монгольских студентов-нефилологов (биологов)</a>
Поиск
Расширенный поиск


Важное
Ссылки
FAQ
Новое
Интерактивная карта образовательных организаций (учреждений), проводящих государственное тестирование по русскому языку как иностранному

Интерактивная карта образовательных учреждений Российской Федерации, осуществляющих довузовскую подготовку иностранных граждан на бюджетной основе

Федеральный портал "Российское образование"

ЕДИНОЕ ОКНО
доступа к образовательным ресурсам
Библиотека учебных ресурсов


© 2006-2013 Министерство образования и науки Российской Федерации
При использовании материалов сайта ссылка на «Российское образование для иностранных граждан» и уведомление администратора обязательны
Федеральная информационно-аналитическая система "Российское образование для иностранных граждан" зарегистрирована в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл N ФС 77 - 48613 от 16 февраля 2012 года