gerb ministry
Russian
Русский
English
English
French
Français
Spanish
Español
German
Deutsch
Italian
Italiano
Portuguese
Português
український
Україн
Kazakh
Қазақша
Chinese
中文
Arabic
ﺔﻴﺑﺮﻌﻟا
Mongolian
Mонгол
Vietnamese
Tiếng Việt
Moldavian
Moldov
Romanian
Română
Türkçe
Türkçe
Главная страница О проекте Карта портала Полезные ссылки Авторизация
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 26 27 28 29 30












Portal - Asociación Latinoamericano Rusia - Oferta Universitaria de las Americas y el Mundo, Rusas, estudios en rusia, universidades rusas, idioma ruso
Ruski studenti SCG
Фонд Русский мир

Признание квалификаций в области высшего образования

Признание академических и профессиональных квалификаций в Европе

Признание академических квалификаций

Признание академических квалификаций имеет отношение к признанию иностранных степеней или дипломов (или периодов обучения и зачетов) в качестве свидетельств о высшем образовании как таковых, и во многих странах входит в компетенцию правительственных органов или органов, выдающих такие свидетельства, как, например, заведения, присуждающие степени в Великобритании. До 1980х годов признание академических квалификаций состояло, в основном, в подтверждении эквивалентности через сравнение программ обучения. С конца 80х понятие "эквивалентность" было заменено на понятия "принятие" или "признание", в результате чего иностранная квалификация не обязательно должна иметь в своей основе в высокой степени сравнимую учебную программу, а может быть принята даже при наличии различий на условии, что несоответствия в программе не могут быть определены как "существенные". В 1950х годах Европейский Совет уже создал конвенции и сети информационных центров в рамках всеобъемлющей политики по повышению мобильности и взаимного принятия квалификаций в Европе. Активную деятельность в этом отношении проводила также ЮНЕСКО через свой Центр Высшего Образования (CEPES) в Бухаресте. Результатом сотрудничества между двумя организациями стала важная региональная конвенция, заменившая существующие, а именно: "Конвенция о признании квалификаций в Европейском регионе", принятая в Лиссабоне в апреле 1997 г., которую называют также "Лиссабонской Конвенцией о Признании Квалификаций". В рамках этой важной конвенции было введено понятие "принятие" и обязанность подтверждения квалификации полностью возложена на ответственный орган в стране местонахождения учебного заведения. Взаимное доверие к системам высшего образования и информация стали ключевыми элементами в новой системе признания квалификаций. Национальные информационные центры (ENIC) способствуют процессу признания квалификаций на национальном уровне, обеспечивая для этого необходимые процедуры и информацию. В Европейском Союзе уже в 1984 г. была создана отдельная сеть Национальных Информационных Центров Признания Академических Квалификаций (NARIC), имеющая непосредственное отношение к Программе ERASMUS, охватывающая 31 страну. Эти страны имеют параллельное членство в обеих сетях и, соответственно, было принято решение о проведении общих сетевых заседаний, создании совместного сетевого сайта в Интернете, проведении совместных проектов и выработке общих принципов. Сети активно участвуют и интегрируют свою деятельность в Болонском Процессе. Спустя 5 лет после принятия Конвенции в Лиссабоне в апреле 2002 г. была проведена важная конференция.

Лиссабонская Конвенция о Признании Квалификаций и сети ENIC/NARIC являются мощными средствами стимулирования процесса признания дипломов и степеней. В соответствии с данными Тауха и Райхерта (2003 г.), 22 страны Болонского Процесса уже ратифицировали Лиссабонскую Конвенцию о Признании Квалификаций; только в Бельгии, Греции, Ирландии, Испании и Турции Конвенция пока не была ни ратифицирована, ни подписана. Правительство Великобритании ратифицировало Конвенцию в июне 2003 г. Однако, обследование, которое был проведено теми же авторами среди министров, конференций ректоров и учебных заведений на предмет основных направлений документа, показал, что многие из них не осведомлены о важности Лиссабонской Конвенции о Признании Квалификаций. Все страны Болонского Процесса учредили офисы сетей ENIC/NARIC, многие, но не все ? в рамках министерств.

Проблемой опять, видимо, остается информированность: то же обследование показало, что многие учебные заведения демонстрируют отсутствие информации или понимания относительно существования и деятельности сетей ENIC/NARIC. Вследствие этого, обе сети приняли решение пересмотреть свою информационную политику, сделать ее более эффективной и более направленной на конечного пользователя. Часто встречаются различия в правоспособности, отражающие национальную специфику в степени автономии учебных заведений, форме собственности и ответственности за присваиваемые квалификации. Например, в некоторых странах, сети ENIC/NARIC наделены компетенцией принимать решения об признании академических квалификаций, в то время, как в других странах, таких, как Великобритания, эта ответственность лежит на отдельных учебных заведениях. Великобритания занимает второе место в мире по количеству обучающихся иностранных студентов, 11% общего количества аспирантов там иностранцы. Практическая ответственность за реализацию Лиссабонской Конвенции о Признании Квалификаций лежит как на офисе ENIC-NARIC в Великобритании в случае необходимости общей оценки для признания зарубежных квалификаций, так и на отдельном учебном заведении, если студент имеет намерение поступить в конкретный университет. Руководство и управление структурой требований к квалификациям в высшем образовании осуществляются Агентством по обеспечению качества (QAA), являющимся частью академической инфраструктуры по качеству и стандартам, с учетом мнения заинтересованных сторон в системе высшего образования. Департамент образования и профессионального знания (DIES) ведет реестры "признанных" и "зарегистрированных" учреждений Великобритании британских учебных заведений, наделенных правом присуждения степеней, и более 300 других заведений в Великобритании в основном, но не обязательно британских предлагающих программы, по окончании которых присуждаются британские степени соответствующими уполномоченными органами, www.dfes.gov.uk.

Другим принципиально важным инструментом в области признания академических квалификаций является Приложение к Диплому (DS). Приложение к Диплому, разработанное совместно Европейской Комиссией и Центром Высшего Образования ЮНЕСКО (CEPES), является документом, прилагающимся к диплому о высшем образовании или степени и содержащим информацию об уровне данной квалификации, учебной нагрузке, содержании учебной программы, результатах, полученных владельцем квалификации, функции квалификации в национальной структуре и краткую характеристику национальной системы образования, в рамках которой был присвоена данная квалификация. Таким образом, это, своего рода, форма характеристики индивидуальных квалификаций, облегчающая процесс оценки и принятия иностранных квалификаций экспертами по оценке и приему. Вместе с Европейской Системой Накопления и Перезачета Кредитов (ECTS), Приложение к Диплому служит прозрачности и, следовательно, упрощению процесса признания академических квалификаций. В Болонской Декларации, июнь 1999 г., Приложение к Диплому было особо выделено в первом пункте плана мероприятий, что еще раз подтверждает важность, которую придают ему министры образования в качестве инструмента создания "доступных и понятных для сравнения степеней".

Достоверных данных о внедрении и использовании Приложения к Диплому в Европе нет. В некоторых странах оно законодательно закреплено; другие страны лишь планируют сделать это. Небольшое обследование 2002 г. показало, что 10 стран Болонского Процесса пока еще не применяют Приложение к Диплому (Таух и Рауваргерс, 2002 г.). Но даже в странах, которые ввели его, похоже, существует значительная брешь между официальной риторикой и ежедневной практикой в учебных заведениях. Согласно Тауху и Райхерту (2003), быстрое введение Приложения к Диплому, как предусматривалось Болонской

Декларацией, тормозится различного рода проблемами. Представляется, что работодатели, одна из основных целевых групп, очень мало информированы о существовании, использовании и потенциальных преимуществах Приложения к Диплому.

К концу 2003 г. Европейская Комиссия выйдет с предложением объединить различные инструменты прозрачности, разработанные для профессионального обучения (такие, как EUROPASS (Метод учета результатов обучения и приобретенных квалификаций), Европейский портфолио и Европейское резюме) и свести их в единый Европейский формат прозрачности квалификаций (например, в виде расширенного EUROPASS), включающий Приложение к Диплому, изначально разработанное для системы высшего образования. Выдвигаются различные инициативы по улучшению ситуации. В 2002 г. группы защитников ECTS и сторонников Приложения к Диплому, обе созданные Европейской Комиссией и координируемые Европейской Ассоциацией Университетов (EUA), были объединены в целях усиления своего влияния на институциональном уровне. В рамках Болонского Процесса и "открытого метода координации" Европейской Комиссии, были сформулированы конкретные цели и задачи: к 2005 г. все студенты, оканчивающие высшие учебные заведения, должны бесплатно получать Приложение к Диплому, составленное на широко распространенном в мире английском языке. Для содействия реализации данной задачи Европейская Комиссия учредила Эмблему Приложения к Диплому для университетов, уже выполняющих данное требование.

Признание профессиональных квалификаций

Признание профессиональных квалификаций имеет отношение к принятию решения о предоставлении профессиональных прав владельцу квалификаций, таких, как вступление в профессию, подлежащую обязательной регламентации и регулированию, выдача лицензии на открытие частной практики или права на определенный профессиональный статус или должность. В отличие от признания академических квалификаций, в отношении которого у Европейского Союза ограниченная компетенция, эта область регулируется несколькими Европейскими директивами. После нескольких специальных директив по профессиям и специальностям, подлежащим обязательной регламентации и регулированию, направленных на обязательное проведение и гармонизацию базовых учебных программ для специализированных профессиональных квалификаций, были приняты более общие директивы. Европейские Директивы 89/48/ЕЕС и 92/5 I/EEC обеспечивают законодательную базу для признания профессиональных квалификаций в странах ЕЭС и Европейской Экономической Зоны. Эти Директивы предусматривают, что степени, присужденные после прохождения курса как минимум после трех лет высшего образования, дающие статус в профессии, подлежащей обязательной регламентации и регулированию, должны быть признаны, если не доказано наличие существенных различий. Однако регламентация и регулирование профессий варьируется от страны к стране, что само по себе уже может создать проблемы для мобильности.

Европейская Комиссия выступила с предложением систематизировать и упростить существующую серию отраслевых и общих Европейских Директив (документ СОМ (2002) 119 final O.J.C. 181 Е, принятый 30.07.2002). Многообещающее нововведение даст возможность соискателям получить освобождение от компенсационных мероприятий (адаптационный курс периодом до 3 лет или тест на пригодность), которое часто требует принимающая страна, как основание для признания квалификаций в рамках общих (не отраслевых) директив, что обеспечивает автоматическое признание квалификаций. Статья 15 предложения предусматривает, что профессиональные ассоциации могут информировать Европейскую Комиссию об общих профессиональных платформах, которые они создают на Европейском уровне. В контексте этой Статьи "общая профессиональная платформа" означает набор критериев для профессиональных квалификаций, удостоверяющих уровень компетенции для занятия той или иной профессией, на основе которых ассоциации принимают квалификации, приобретенные в странах-членах. Если Европейская Комиссия придет к выводу, что данная платформа способствует взаимному признанию квалификаций, она уведомит об этом страны-члены и признает эту схему действующей для всех стран-членов.

В дополнение к Европейскому законодательству признание профессиональных квалификаций может также зависеть от национального законодательства или нормативов профессиональных органов. В некоторых странах, таких, как Великобритания, существуют профессиональные, официальные и контролирующие органы (PSRs) с системами "аккредитации" и аттестации, принимающие решения по признанию программ и квалификаций для специального профессионального статуса или должности. Эти органы отвечают за принятие конкретных решений в рамках Европейских Директив. Подробное описание процесса признания квалификаций для граждан Великобритании, выезжающих в другие страны Европы, и для иностранных специалистов, въезжающих в Великобританию, можно найти на сайте DfES www, dfes.govaik/europeopen. Профессиональные организации Великобритании ведут активную деятельность по аккредитации и аттестации программ за пределами Великобритании. Примером этому могут служить Королевский Институт Специалистов по Недвижимости (RICS) и Королевский Институт Британских Архитекторов, которые работают в Латинской Америке, Китае, Центральной и Восточной Европе. Специалисты профессий, не подлежащих обязательной регламентации и регулированию, также все более и более организуются и создают системы и процедуры признания квалификаций, которые зачастую устанавливают дополнительные требования к владельцам квалификаций. В большинстве стран континентальной Европы академические степени автоматически признаются в качестве профессиональных квалификаций, обеспечивающих доступ к профессиональной карьере без дополнительных экзаменов или обучения. Во многих странах, однако, такое автоматическое признание академических степеней в качестве профессиональных квалификаций испытывает сильное давление. Некоторые профессии, например, в области права, бухгалтерии, медицины и т.д. предъявляют дополнительные требования к владельцам академических степеней для начала профессиональной деятельности. Такое развитие событий очень беспокоит университеты, которые рассматривают это как подрыв профессиональной ценности степеней, ими присуждаемых. В континентальной Европе, где государственное утверждение программ и квалификаций зачастую является синонимом профессионального признания квалификаций, такая ситуация ведет к конфликтам интересов между представителями системы высшего образования и студенческих организаций, с одной стороны, и профессиональными органами и организациями работодателей, с другой стороны. Возрастающая международная организация профессий будет иметь гармонизирующий эффект на эти направления развития.

Сближение процессов признания квалификаций и обеспечения качества

Не смотря на значительные достижения, вопрос признания квалификаций в Европе сталкивается с существенными проблемами. Признание квалификаций лежит в основе Болонского процесса, но в то же время традиционные средства и механизмы оценки свидетельств о высшем образовании не эффективны в контексте трансформации, через которую проходят системы высшего образования Европы. Вследствие этого, Пражское Коммюнике 2001 г. призывает к сотрудничеству между экспертами, работающими в области обеспечения качества и экспертами в области признания квалификаций. Признание квалификаций все больше и больше сводится к основному вопросу: соответствует ли та или иная программа или то или иное учебное заведение существующим стандартам. В свою очередь, система обеспечения качества должна содействовать мобильности выпускников вузов, признанию и зачету их квалификаций. Кэмпбелл и Ван дер Венде (2000 г.) утверждают, что незнание ситуации в области развития национальной системы обеспечения качества является причиной довольно консервативного отношения к оценке новых степеней. Согласно им, большая прозрачность и международное сближение в процессе обеспечения качества, несомненно, ускорят процесс взаимного признания и принятия квалификаций, снижая, таким образом, бюрократические препоны в процессе признания квалификаций. Небольшое обследование в рамках сетей ENIC/NARIC, проведенное по случаю Зой годовщины Лиссабонской Конвенции о Признании Квалификаций, показало, что сложности в получении доступа к информации о статусе и качестве высших учебных заведений и их программ стали одним из основных препятствий в процессе признания квалификаций. С другой стороны есть также факты, подтверждающие, что на принятие решений о признании академических квалификаций в странах Лиссабонской Конвенции все чаще позитивно влияет доверие к национальным системам обеспечения качества и аккредитации. Таким образом, мероприятия в области признания квалификаций могли бы также ускорить косвенное или прямое признание систем обеспечения качества.



При любом использовании материалов сайта АКТИВНАЯ ГИПЕРССЫЛКА ОБЯЗАТЕЛЬНА
Все материалы защищены законом об авторском праве
HTML-код ссылки:
<a href="">Признание квалификаций в области высшего образования</a>
Поиск
Расширенный поиск


Важное
Ссылки
FAQ
Новое
Интерактивная карта образовательных организаций (учреждений), проводящих государственное тестирование по русскому языку как иностранному

Интерактивная карта образовательных учреждений Российской Федерации, осуществляющих довузовскую подготовку иностранных граждан на бюджетной основе

Федеральный портал "Российское образование"

ЕДИНОЕ ОКНО
доступа к образовательным ресурсам
Библиотека учебных ресурсов


© 2006-2013 Министерство образования и науки Российской Федерации
При использовании материалов сайта ссылка на «Российское образование для иностранных граждан» и уведомление администратора обязательны
Федеральная информационно-аналитическая система "Российское образование для иностранных граждан" зарегистрирована в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл N ФС 77 - 48613 от 16 февраля 2012 года