gerb ministry
Russian
Русский
English
English
French
Français
Spanish
Español
German
Deutsch
Italian
Italiano
Portuguese
Português
український
Україн
Kazakh
Қазақша
Chinese
中文
Arabic
ﺔﻴﺑﺮﻌﻟا
Mongolian
Mонгол
Vietnamese
Tiếng Việt
Moldavian
Moldov
Romanian
Română
Türkçe
Türkçe
Главная страница О проекте Карта портала Полезные ссылки Авторизация
    1 2 3 4 5
6 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31












Portal - Asociación Latinoamericano Rusia - Oferta Universitaria de las Americas y el Mundo, Rusas, estudios en rusia, universidades rusas, idioma ruso
Ruski studenti SCG
Фонд Русский мир

Система среднего образования в КНР и проблемы признания китайских документов об образовании в России

При цитировании ссылка на статью обязательна.
Формат ссылки:


Коропченко А.А., Житникова М.Н. Система среднего образования в КНР и проблемы признания китайских документов об образовании в России // Научный вестник МГТУ ГА. - 2002. - N 47. - 133 с. - С.25-29. - Серия: Общество, экономика, образование.


СИСТЕМА СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В КНР И ПРОБЛЕМЫ ПРИЗНАНИЯ КИТАЙСКИХ ДОКУМЕНТОВ ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИИ


А.А. Коропченко, М.Н. Житникова


На примере деятельности Службы экспертизы и признания документов об образовании рассматриваются проблемы признания документов об образовании граждан КНР, желающих поступить на основные программы высшего образования в вузы России, и даются некоторые практические рекомендации работникам международных служб вузов при рассмотрении таких документов.

Российская система образования по-прежнему остается одной из лидирующих в мире, несмотря на значительные трудности и проблемы, с которыми пришлось столкнуться в последние 10 лет всему обществу. В настоящее время есть основания считать, что продолжавшееся долгие годы падение численности иностранных граждан, обучающихся в российских образовательных учреждениях, приостановилось, наметилась тенденция роста. Особенно это относится к странам Юго-Восточной Азии, таким как Китай, Вьетнам, Индия, многие граждане которых в свое время получили образование в советских вузах, и где появляется понимание, что российская система образования является правопреемником лучших традиций и образовательных программ советской школы.

За последнее десятилетие Китайская Народная Республика совершила громадный рывок вперед, который проявляется во всех сферах внутренней и внешней политики страны. Значительные изменения в эти годы произошли и системе образования Китая: в 1995 году принят новый Закон об образовании в КНР, введено обязательное 9-ти летнее образование, реализуется программа ликвидации безграмотности среди молодого и среднего поколения, активно проводится в жизнь программа поддержки университетов. Все эти меры привели к значительному росту интереса населения страны к повышению своего уровня образования, и как следствие этого - вырос конкурс в высшие учебные заведения КНР, особенно в вузы с высоким рейтингом. Неудовлетворенный спрос на образовательные услуги привел к увеличению числа китайских граждан, претендующих на получение высшего образования в России. Среди них есть желающие поступить как на основные программы высшего образования, так и на обучение на 2-ом и 3-ем уровнях, т.е. в магистратуре и аспирантуре.

При поступлении в высшее учебное заведение Российской Федерации иностранный гражданин вместе с документами об образовании, полученными за рубежом, должен представить "Свидетельство об эквивалентности", выдаваемое Министерством образования Российской Федерации, устанавливающее наличие законной силы этих документов на территории РФ и предоставляющее их обладателю те же права, что и обладателям документов Российской Федерации. В 2000 году Россия ратифицировала Конвенцию о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе (Лиссабон, 1997 г.), в соответствие с которой для поступления на 1 курс вуза, т.е. на программы основного высшего образования, кандидат должен иметь образование, эквивалентное полному общему среднему образованию. Однако сложилась, к сожалению, ситуация, когда российские университеты зачисляют иностранных граждан, желающих получить высшее образование на платной основе, без получения такого свидетельства. А проблема наличия такого документа возникает только при завершении обучения перед получением диплома или даже защитой диссертации. Не редки случаи, когда иностранные граждане получают высшее образование в РФ, не имея на это прав зачисляются на 1 курс без наличия образования, эквивалентного среднему (полному) общему образованию РФ, или на магистерские программы без завершения обучения по программе бакалавра.

Министерство образования Российской Федерации постоянно уделяет большое внимание проблемам, связанным с подготовкой иностранных студентов, и, в частности, в настоящее время обсуждается вопрос о возможности проведения предварительной оценки иностранных документов об образовании в отдельных федеральных округах, а также в крупнейших вузах. В этой связи представляет несомненный интерес опыт работы Службы признания и экспертизы документов об образовании, созданной в инициативном порядке 1,5 года назад в Центре международного образования МГУ им. М.В. Ломоносова.

Опыт работы этой Службы, даже за небольшой временной период, показал, что число граждан КНР, желающих обучаться в МГУ, значительно превалирует над численностью граждан других стран. Примерно 2/3 китайцев желают учиться на 1 курсе МГУ. Однако среди представленных на экспертизу документов около 15% от общего числа - документы, которые не дают право на поступление на основные программы высшего образования. Чтобы понять, почему кандидаты с такими документами не могут быть приняты на обучение на 1 курс вуза, рассмотрим систему среднего образования в КНР.

Структура школьного образования КНР такова:


  • с 6-ти до 12 лет - начальная школа (продолжительность обучения 6 лет);

  • с 12 - 15 лет - первая ступень среднего образования, продолжительностью 3 года;

  • с 15 - 18 лет - вторая (высшая) ступень среднего образования, продолжительностью 3 года.


Обязательное 9-ти летнее образование включает 6 лет начальной и 3 года первой ступени средней школы.
Обучение в высшей средней школе осуществляется в общих средних школах (3 года) или профессиональных или технических средних школах (4 года). По завершении 2-й ступени учащиеся (обычно в возрасте 18 лет) сдают выпускные экзамены (Senior High School Graduation Examination). Выпускные экзамены проводятся одновременно по всей стране, но организуются провинциальными органами образования, поэтому формы и уровень экзаменов могут быть различными. Выпускники сдают следующие экзамены: политика, китайский язык, математика, физика, химия, биология, география, история, иностранный язык (обычно английский), а также получают зачеты, выполняя практические работы по физике, биологии, химии. Результаты этих экзаменов - обязательное условие для допуска к вступительным экзаменам в университеты (Chinese University Entrance Examination), которые также проводятся одновременно, в первые 10 дней июля, и организуются в провинциях по рекомендациям Министерства образования. Один из форматов проведения вступительных экзаменов - "3+1" - 3 обязательных предмета и один предмет по выбору, по такому формату проводятся экзамены в Шанхае. Но большинство провинций придерживается формата "3+2" - 3 обязательных предмета и 2 - по выбору. 3 обязательных предмета - это китайский язык, математика и английский язык. Вступительные экзамены для гуманитарных и естественнонаучных (инженерных) специальностей различаются по набору предметов по выбору. Важным критерием при зачислении в университеты, кроме академических успехов, являются моральные и физические характеристики. Максимально возможный балл для формата экзаменов "3+2" - 500, проходной балл - от 300 до 380 в зависимости от популярности университета. Конкурс в университеты с высоким рейтингом чрезвычайно велик. Обучение в вузах Китая бесплатное для прошедших конкурс, но с каждым годом растет число студентов, оплачивающих свое обучение. Максимальная годовая стоимость обучения в университете для граждан КНР - 5000 долларов США. Возможно, значительный рост численности китайских студентов в нашей стране объясняется примерно равной стоимостью обучения в университетах КНР и России.

Как правило, документы об образовании иностранных граждан, желающих обучаться в университете другого государства, должны быть представлены в международные службы вместе с нотариальным переводом, однако переводы с китайского языка на русский, особенно выполненные переводчиками в Китае, часто с использованием компьютерных программ, обычно бывают не очень хорошими, не всегда корректными и содержащими фактические ошибки. Поэтому перед сотрудниками международных служб вузов встает проблема самим разобраться в "китайской грамоте".

Следует обратить внимание, что группа иероглифов (см. рис. 2 и 3), обозначает название документа об образовании - "диплом", и присутствует на всех документах, свидетельствующих об окончании среднего, профессионального или высшего образования (на обложках документов часто располагается вертикально). При приеме китайских граждан на 1 курс рекомендуется обратить внимание на наличие следующих иероглифов на обложке документа, а также в его тексте. Такие иероглифы присутствуют только в документах, подтверждающих окончание высшей средней школы. Приложением к ди-плому у таких выпускников является документ, содержащий результаты выпускных экза-менов. Это приложение может быть как отдельным документом, так и дополнительной таблицей в основном документе (см. рис. 1).


Рис. 1. Приложение к документу о высшем среднем образовании, выданное в провинции Хэбэй, КНР

Вид и форма итогового документа определяется органами образования каждой провинции, поэтому у таких дипломов не наблюдается единообразия, как в российских аттестатах. Внешний вид такого документа, выданного в провинции Цзянси, показан на рис. 2.


Рис. 2. Обложка документа об окончании высшей средней школы, провинция Цзянси, КНР

Следует также обратить внимание на обязательное трехлетнее обучение в высшей средней школе и возраст кандидата (около 18 лет). Только при соблюдении всех этих ус-ловий документы кандидата могут безусловно быть признаны как дающие допуск к ос-новным программам высшего образования. Документы, не отвечающие выше перечислен-ным требованиям, являются наиболее сложными для признания, поэтому рекомендуется направлять их на рассмотрение в Министерство образования Российской Федерации для проведения процедуры признания и установления эквивалентности, чтобы избежать до-садных ошибок. Обычно это документы, подтверждающие получение кандидатом началь-ного профессионального образования на базе обязательного 9-ти летнего образования продолжительностью от 2 до 3 лет (вид обложки одного из таких документов представлен на рис. 3).


Рис. 3. Обложка документа о начальном профессиональном образовании

В перечне изученных предметов в таких документах обычно значатся узкопрофес-сиональные дисциплины, например, "обслуживание в ресторане", "основы туризма", "пошив верхней одежды" и т.п., однако набор обязательных для высшей средней школы предметов ограничен двумя или тремя (например, математика, родной язык, политика). И, конечно, в таком случае отсутствует документ, подтверждающий результаты выпускных экзаменов за курс высшей средней школы. В КНР кандидат с таким документом может претендовать на поступление в высшее учебное заведение только на специальности, по которым получено начальное профессиональное образование. А в Московском государст-венном университете обладатели таких документов, как правило, желали обучаться на са-мых популярных факультетах: ВМиК, биологическом или факультете фундаментальной медицины, где к абитуриентам, поступающим по конкурсу, предъявляются очень высокие требования к уровню знаний по математике, физике, химии, биологии, без которых про-сто невозможно успешное обучение на этих факультетах.

ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ

ВМиК - Высшая математика и кибернетика.
КНР - Китайская Народная Республика.
МГТУ ГА - Московский государственный технический университет гражданской авиации.
МГУ - Московский государственный университет.
РФ - Российская Федерация.
США - Соединенные Штаты Америки.


Примечания и переформатирование:
Е.В. Шевченко,
зав. кафедрой "Управление международным образованием"
Института международных образовательных программ
Санкт-Петербургского государственного политехнического университета


При любом использовании материалов сайта АКТИВНАЯ ГИПЕРССЫЛКА ОБЯЗАТЕЛЬНА
Все материалы защищены законом об авторском праве
HTML-код ссылки:
<a href="">Система среднего образования в КНР и проблемы признания китайских документов об образовании в России</a>
Поиск
Расширенный поиск


Важное
Ссылки
FAQ
Новое
Интерактивная карта образовательных организаций (учреждений), проводящих государственное тестирование по русскому языку как иностранному

Интерактивная карта образовательных учреждений Российской Федерации, осуществляющих довузовскую подготовку иностранных граждан на бюджетной основе

Федеральный портал "Российское образование"

ЕДИНОЕ ОКНО
доступа к образовательным ресурсам
Библиотека учебных ресурсов


© 2006-2013 Министерство образования и науки Российской Федерации
При использовании материалов сайта ссылка на «Российское образование для иностранных граждан» и уведомление администратора обязательны
Федеральная информационно-аналитическая система "Российское образование для иностранных граждан" зарегистрирована в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл N ФС 77 - 48613 от 16 февраля 2012 года