gerb ministry
Russian
Русский
English
English
French
Français
Spanish
Español
German
Deutsch
Italian
Italiano
Portuguese
Português
український
Україн
Kazakh
Қазақша
Chinese
中文
Arabic
ﺔﻴﺑﺮﻌﻟا
Mongolian
Mонгол
Vietnamese
Tiếng Việt
Moldavian
Moldov
Romanian
Română
Türkçe
Türkçe
Главная страница О проекте Карта портала Полезные ссылки Авторизация
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31












Portal - Asociación Latinoamericano Rusia - Oferta Universitaria de las Americas y el Mundo, Rusas, estudios en rusia, universidades rusas, idioma ruso
Ruski studenti SCG
Фонд Русский мир

Подтверждение и признание документов об образовании как фактор академической мобильности

При цитировании ссылка на статью обязательна.
Формат ссылки:


Коропченко А.А.Подтверждение и признание документов об образовании как фактор академической мобильности // Научный вестник МГТУ ГА. - 2003. - N 67. - 170 с. - С.22-26.

ПОДТВЕРЖДЕНИЕ И ПРИЗНАНИЕ ДОКУМЕНТОВ ОБ ОБРАЗОВАНИИ КАК ФАКТОР АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ

А.А. Коропченко


В статье рассмотрены вопросы подтверждения российских и признания иностранных документов об образовании, предложен алгоритм построения системы подтверждения и признания документов в Российской Федерации.

В наступившем 21 веке одним из ключевых вопросов развития общества по праву становится образование. Все развитые страны мира ставят образование на первое место в числе основных приоритетов, при этом все большее развитие получают новые формы, такие как дистанционное образование, образование на протяжении всей жизни и так далее. Европейские страны активно занимаются построением единого образовательного пространства в рамках Болонского процесса [1], правительство США финансирует проведение всестороннего анализа образования страны, в результате которого публикуется доклад с тревожным названием "Пока еще не слишком поздно. Доклад Национальной комиссии Соединенных Штатов Америки по преподаванию математики и естественных наук в 21-м веке" [2], в Российской Федерации принимается основополагающая Концепция модернизации образования на период до 2010 г. [3]. Во всех проводимых исследованиях и принимаемых документах образование становится на первое место в подготовке той или иной страны к переходу к постиндустриальному обществу.

При этом образование все больше становится открытым, в значительной степени становится экспортно-ориентированной отраслью экономики. К настоящему времени фактически сформировался мировой рынок образовательных услуг, на котором присутствуют тысячи учебных заведений из 129 государств [4]. Миллионы иностранных граждан получают образование за рубежом, и этот процесс академической мобильности динамично развивается. Но как и в любом другом процессе, здесь есть свои особенности, которые необходимо знать всем участникам и использовать в практической деятельности. Одним из них является вопрос подтверждения документов об образовании при выезде в другую страну и признания иностранных документов в стране предъявления. С этим сталкиваются все участники академической мобильности, во многих странах накоплен многолетний опыт, мировое сообщество на протяжении последних пятидесяти лет вырабатывает соответствующие правила и процедуры. Принимаемые совместные международные соглашения направлены на облегчение пересечения границ владельцами документов об образовании, на максимально благоприятное принятие и рассмотрение иностранных документов, и в конечном итоге общие усилия всех государств приводят к расширению потоков иностранных учащихся и специалистов. На практике механизм подтверждения и признания осуществляется следующим образом: строго централизованно с определением ответственной организации; децентрализованно с непосредственным участием самих образовательных учреждений; в смешанной форме. Выбор той или иной формы определяется возможностями государства, историческими традициями образовательного сообщества. В данной статье речь, в основном, идет о вопросах признания иностранных документов на территории Российской Федерации, тогда как о порядке подтверждения российских документов можно познакомиться в работах [5-7]. В нашей стране подтверждение и признание документов об образовании осуществляется строго централизованно соответствующими государственными органами.

Согласно российскому законодательству, вопросы признания иностранных документов об образовании относятся к ведению федеральных органов образования. Функционально эта задача возложена на Министерство образования Российской Федерации. Фактически эта роль перешла исторически со времен существования Советского Союза. Однако необходимо отметить, что в то время все вопросы, связанные с обучением иностранных граждан, решались на государственном уровне. Это же относится и к вопросам приема в образовательные учреждения. При Министерстве существовала межведомственная комиссия, которая принимала решение о приеме иностранных граждан на обучение и направляла абитуриентов в те или иные образовательные учреждения. Проблема признания иностранных документов об образовании стояла только перед сотрудниками Министерства и членами межведомственной комиссии, и она достаточно просто решалась силами экспертов в области зарубежных систем образования. При этом стоит подчеркнуть наличие значительного числа межправительственных соглашений о взаимном признании документов об образовании, подписанных со многими странами, в основном странами третьего мира, откуда в большинстве и поступали претенденты на обучение в советских образовательных учреждениях. В общей сложности, Советский Союз имел договоры по признанию с более чем 100 странами мира. Кроме того, во многих странах, особенно выбравших социалистический путь развития, создавалась и развивалась национальная система образования с помощью Советского Союза и силами советских специалистов. Советское государство уделяло значительное внимание подготовке специалистов для зарубежных стран, что выражалось, в частности в серьезном финансировании как процесса подготовки иностранных граждан, так и научных исследований зарубежных систем образования.

Существенно другая картина наблюдается на протяжении всего развития российского образования. С одной стороны, в стране произошли кардинальные преобразования во всех областях, в том числе и в образовании. Не остались в стороне и вопросы подготовки иностранных граждан. В течение нескольких лет это направление фактически оставалось без государственного влияния. С другой стороны, образовательные учреждения получили полную свободу действий, в том числе и действий на внешнем рынке. При этом очень сильно изменился весь мир. Во многих странах произошли изменения в системах образования. Но информация об этих изменениях остается достаточно скудной, так как практически прекращены научные исследования в области сравнительного анализа зарубежных систем образования, отсутствует достаточное количество специализированной литературы по этому вопросу. Все это происходит в то время, когда образовательные учреждения страны самостоятельно выходят на мировой рынок образования, предлагают свои образовательные услуги, набирают слушателей и студентов на свои программы. В такой ситуации вопросы признания иностранных документов об образовании выходят на первый план, приобретают особую остроту. Полностью централизованная система признания начинает давать сбои и становится тормозом в развитии экспорта образовательных услуг российских образовательных учреждений.

Приведем некоторые цифры. В лучшие годы советской системы образования в стране обучались более 100 тысяч иностранных граждан. Это обучение проводилось в ограниченном числе населенных пунктов, в определенных государством образовательных учреждениях. В настоящее время в России обучается около 70 тысяч иностранных граждан и география этого процесса значительно расширилась (Рис. 1) [8]. Кроме того, в последние годы в стране наблюдается устойчивый рост иммиграции, особенно из стран ближнего зарубежья. Все обладатели иностранных документов об образовании, приезжающие в Российскую Федерацию для продолжения образования или в поисках рабочих мест, должны пройти процедуру признания их документов в Министерстве образования.

Попробуем хотя бы приблизительно оценить потенциальные потоки таких обращений. Для этого воспользуемся данными иммиграционных служб и выделим приезжающих на постоянное место жительства в Россию граждан из бывших республик Советского Союза, так как они и формируют основной контингент иммигрантов. Эти данные приведены в таблице 1 [9].


Рис. 1. Распределение иностранных студентов по региональным вузам

Таблица 1.

Сведения о приобретении гражданства Российской Федерации в 1994-2001 гг. (взрослые и дети)

N

Откуда прибыли

1994-2001 гг.

2001 г.

1

Казахстан

915708

133341

2

Украина

542920

72449

3

Узбекистан

227129

33373

4

Грузия

179612

20748

5

Азербайджан

155900

19629

6

Таджикистан

141363

8748

7

Кыргызстан

130971

21165

8

Армения

114573

19267

9

Молдова

55714

9038

10

Беларусь

54420

8356

11

Туркменистан

45589

4776

12

Латвия

26396

1857

13

Эстония

16963

1065

14

Литва

14866

1027

Итого:

2622124

354839



Из представленных материалов следует, что более 350 тысяч граждан стран из бывшего Советского Союза получают гражданство России. Если предположить, что половина из них являются лицами трудоспособного возраста и 50% из этой категории находят работу или учебу, то, соответственно, около 80 тысяч человек должны обратиться в Министерство образования для получения соответствующего свидетельства.

Для полноты картины к этим цифрам необходимо прибавить количество приезжающих на обучение и работу из стран дальнего зарубежья. Итоговая цифра должна составлять более 100 тысяч ежегодно.

Каждый год Минобразование подтверждает около 10 тысяч российских документов и осуществляет признание 5-6 тысяч иностранных. С учетом того, что ежегодно в Россию приезжают на обучение более 10 тысяч иностранных граждан, более 300 тысяч иностранцев получают российское гражданство, более 50 тысяч владельцев российских документов выезжает за рубеж, это означает обработку Минобразованием всего около 10% потенциальных клиентов, подавляющее большинство которых обращается за профессиональным признанием их квалификаций. Таким образом, фактически происходит неконтролируемый прием в учебные заведения и на работу. И эта цифра достаточно устойчива на протяжении последних лет. О чем она говорит? Ответ абсолютно очевиден - подавляющее большинство владельцев иностранных документов об образовании просто не обращается в Министерство образования.

Однако следует указать, что в настоящее время ситуация начинает меняться в лучшую сторону. В стране намечается постепенный переход к такому состоянию общественной жизни, когда исполнение законов становится нормой. Принимаются дополнительные законы и нормативные акты, которые затрагивают и обсуждаемые вопросы. Наиболее ярким примером служит введение нового положения Высшей Аттестационной Комиссией, согласно которому до защиты диссертации допускаются обладатели иностранных документов об образовании только после признания их в Министерстве образования. Постоянно возникают ситуации, когда диссертационная работа уже подготовлена, аспирантура закончена, выполнены все необходимые требования, кроме признания, хотя все это должно было быть сделано еще на этапе приема.

Аналогичная картина наблюдается и в других местах. Но государственные органы все большее внимание начинают обращать на документы об образовании. Соответственно, в ближайшее время предполагается более четкое выполнение требования о проведении процедуры признания иностранных документов. Как это можно реализовать в условиях России, с ее бескрайними просторами и наличием значительного количества иностранных граждан в отдаленных от центра районах? Только с созданием распределенной системы признания иностранных документов об образовании под жестким контролем центрального органа в лице Министерства образования. Фактически все предпосылки для этого созданы. Во-первых, при поддержке Министерства образования сформированы около 30 региональных центров международного сотрудничества и академической мобильности, охватывающие практически всю территорию страны. Во-вторых, созданная 4 года назад Служба подтверждения образовательных документов Министерства образования, одной из основных задач которой является подтверждение российских документов об образовании, имеет к настоящему времени 7 представительств в различных регионах. В-третьих, в ведущих университетах страны - Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова, Российском университете дружбы народов, Санкт-Петербургском политехническом университете - созданы специальные подразделения, занимающиеся оценкой иностранных документов об образовании, изучением зарубежных систем образования, выполняющие экспертизу иностранных документов для Министерства образования. В-четвертых, в Санкт-Петербургском политехническом университете успешно работает первая в стране кафедра "Управление международным образованием", где готовятся высококвалифицированные кадры в области международного образования. В-пятых, в Российском университете дружбы народов открыта кафедра сравнительного анализа зарубежного образования и одноименный центр. Все эти перечисленные структуры могут и должны стать элементами распределенной системы подтверждения и признания документов с руководящей ролью Министерства. По мере подготовки специализированных кадров таких элементов будет становиться больше. Именно этот подход является наиболее прогрессивным и адекватным существующему направлению развития образования в стране.

Литература

1. Байденко В.И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Российский новый университет, 2002. - 126 с.

2. Образование, которое мы можем потерять: Сб. / Под ред. В.А. Садовничего - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, Институт компьютерных исследований, 2002. - 288 с. - С.131-213.

3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. N 1756-р.

4. Study Abroad - 2000. - 2000 р. - P.560

5. Коропченко А.А. , Полянская М.Г. О некоторых вопросах подтверждения российских образовательных документов // Международное сотрудничество в образовании: Материалы 2-й междунар. научн.-практич. конф. - Ч.1. - СПб: Изд-во СПбГТУ, 2001. - 239 с. - С.60-62.

6. Коропченко А.А. , Полянская М.Г. Подтверждение образовательных документов как элемент международной академической мобильности // Проблемы и перспективы интеграции высшей школы России в мировую систему образования и науки: Материалы междунар. научн. конф., 20-21 февраля 2001 г. - Ч.1. - Воронеж: ВГУ, 2001. - 176 с. - С.124-125

7. Коропченко А.А. , Зверев Н.И. Подтверждение российских образовательных документов при вывозе их за рубеж // Региональная стратегия вхождения вузов в международное образовательное пространство: Тезисы и доклады научн.-практич. конф., 12-14 апреля 2000 г. - Тамбов: ТГТУ, 2000. - 104 с. - С.43-45.

8. Шереги Ф.Э. , Дмитриев Н.М., Арефьев А.Л.. Научно-педагогический потенциал и экспорт образовательных услуг российских вузов (социологический анализ) - М.: Центр социального прогнозирования, 2002. - С.29.

9. Итоги. - 2002. - 28 августа.

ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ

ВГУ - Воронежский государственный университет.
СПбГТУ - Санкт-Петербургский государственный технический университет (ныне - Санкт-Петербургский государственный политехнический университет).
США - Соединенные Штаты Америки.
ТГТУ - Тамбовский государственный технический университет.


Примечания и переформатирование:
Е.В. Шевченко,
зав. кафедрой "Управление международным образованием"
Института международных образовательных программ
Санкт-Петербургского государственного политехнического университета



При любом использовании материалов сайта АКТИВНАЯ ГИПЕРССЫЛКА ОБЯЗАТЕЛЬНА
Все материалы защищены законом об авторском праве
HTML-код ссылки:
<a href="">Подтверждение и признание документов об образовании как фактор академической мобильности</a>
Поиск
Расширенный поиск


Важное
Ссылки
FAQ
Новое
Интерактивная карта образовательных организаций (учреждений), проводящих государственное тестирование по русскому языку как иностранному

Интерактивная карта образовательных учреждений Российской Федерации, осуществляющих довузовскую подготовку иностранных граждан на бюджетной основе

Федеральный портал "Российское образование"

ЕДИНОЕ ОКНО
доступа к образовательным ресурсам
Библиотека учебных ресурсов


© 2006-2013 Министерство образования и науки Российской Федерации
При использовании материалов сайта ссылка на «Российское образование для иностранных граждан» и уведомление администратора обязательны
Федеральная информационно-аналитическая система "Российское образование для иностранных граждан" зарегистрирована в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл N ФС 77 - 48613 от 16 февраля 2012 года