gerb ministry
Russian
Русский
English
English
French
Français
Spanish
Español
German
Deutsch
Italian
Italiano
Portuguese
Português
український
Україн
Kazakh
Қазақша
Chinese
中文
Arabic
ﺔﻴﺑﺮﻌﻟا
Mongolian
Mонгол
Vietnamese
Tiếng Việt
Moldavian
Moldov
Romanian
Română
Türkçe
Türkçe
Главная страница О проекте Карта портала Полезные ссылки Авторизация
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30












Portal - Asociación Latinoamericano Rusia - Oferta Universitaria de las Americas y el Mundo, Rusas, estudios en rusia, universidades rusas, idioma ruso
Ruski studenti SCG
Фонд Русский мир

Очередной шаг в решении вопросов признания

При цитировании ссылка на статью обязательна.
Формат ссылки:


Ткач Г.Ф. Очередной шаг в решении вопросов признания // Международное сотрудничество в образовании: Материалы III международной научно-практической конференции. - Ч. 1. - СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2002. - 298 с. - С. 59-61.


ОЧЕРЕДНОЙ ШАГ В РЕШЕНИИ ВОПРОСОВ ПРИЗНАНИЯ


Г.Ф. Ткач

Повышенный интерес, проявляющийся в последнее время к проблемам признания документов об образовании, является следствием существенного расширения автономии вузов в решении вопросов приема иностранных учащихся, в частности, на контрактной основе, и, с другой стороны, резко увеличившегося с начала 90-х годов потока граждан стран СНГ, выезжающих для продолжения обучения или трудоустройства за границу.

На сегодняшний день наиболее развернутым и обоснованным международно-правовым актом в области академического признания является подписанная в 1997 г. в Лиссабоне Конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе.

Как известно, Российская Федерация, Азербайджан, Грузия, Казахстан и Молдавия уже стали полноправными участниками Конвенции, а ряд других государств-членов СНГ, проводит мероприятия по ее ратификации. Таким образом, в ближайшее время большинство государств-участников СНГ будут связаны между собой и с другими государствами Европейского региона положениями Лиссабонской Конвенции, которая на длительный период становится основным международно-правовым документом в этой области.

Содержательную базу Конвенции составляют определения 12 ключевых терминов-понятий, которыми обозначаются наиболее значимые аспекты процесса признания, и которые, следовательно, должны однозначно восприниматься всеми действующими субъектами данного процесса как на национальном, так и на международном уровнях. Эти определения, выработанные в результате анализа и обобщения опыта многолетней деятельности отдельных стран и международных организаций, приобретают для стран, подписавших Конвенцию, характер международных юридических норм, обязательных к исполнению.

Особое место среди приведенных в Конвенции ключевых терминов-понятий принадлежит термину "признание", который фактически является определяющим в названии и назначении этого документа. Лиссабонская Конвенция (Раздел I. Статья I.1) определяет признание как "официальное подтверждение полномочным органом значимости иностранной образовательной квалификации в целях доступа ее обладателя к образовательной и/или профессиональной деятельности".

Эта короткая и емкая формулировка, которая была принята в результате обсуждения и отбраковки других многочисленных вариантов, содержит в себе одновременно определение сущности процедуры признания ("подтверждение значимости… иностранной образовательной квалификации") и ее целевого назначения ("в целях доступа… к образовательной и/или профессиональной деятельности").

На состоявшемся 18-20 февраля с.г. в Российском университете дружбы народов Всероссийском совещании руководителей региональных и межвузовских центров международного сотрудничества и академической мобильности и проректоров по международным связям был обсужден и одобрен проект Положения о признании и установлении эквивалентности документов иностранных государств об образовании и ученых званиях. Этот документ, в случае его принятия в качестве нормативного акта, предусматривает возможность проведения экспертизы документов об образовании в окружных (региональных) центрах и в отдельных вузах с последующим утверждением результатов экспертизы в Минобразовании России.

Проект нового Положения учитывает различные нормы признания, действующие на сегодняшний день в отношении Российской Федерации. В нем сформулированы приоритеты в осуществлении признания при взаимодействии международных обязательств и внутреннего законодательства Российской Федерации. Процедурная часть Положения существенно упрощена и предусматривает использование единого свидетельства о признании вместо 9 различных свидетельств, предусмотренных согласно процедуре, утвержденной приказом Минобразования России от 09.01.1997 N 15. Предлагаемая новая процедура фактически соответствует Лиссабонской Конвенции и последующим рекомендациям Совета Европы и ЮНЕСКО, принятым в ее развитие. Вместе с тем она соответствует законодательству Российской Федерации.

Что касается практических аспектов осуществления признания иностранных квалификаций в Российской Федерации, то многолетний опыт соответствующих подразделений Минобразования и ряда ведущих вузов, в частности Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова и Российского университета дружбы народов, свидетельствует о том, что основные проблемы в этой области по-прежнему относятся к вопросу качества досье представляемых иностранными гражданами, желающими продолжить обучение в России. По прежнему отсутствует единообразие в компоновке досье и оформление досье кандидатов из разных стран. Для многих досье характерны небрежность в заполнении анкет, особенно при ответе на самые важные вопросы о полученном образовании, о сроках обучения, о выбираемой специальности. Следует подчеркнуть, что в других странах требования к оформлению досье кандидатов чрезвычайно жесткие. Как правило, никакие отклонения от установленных требований не допускаются, а неправильно или небрежно оформленное досье отклоняются без рассмотрения.

Слишком велико количество досье, в которых отсутствуют должным образом заверенные копии основных образовательных документов, а взамен их представляются академические справки или свидетельства. Общепринятая международная практика в данном вопросе, особенно когда речь идет о предоставлении государственных стипендий на обучение, однозначно предполагает включение в досье основных образовательных документов, а их замена другими документами (типа временных свидетельств и т.п.) допускается только при условии официально обоснованной невозможности их представления в момент составления досье.


ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ

СНГ - Содружество Независимых Государств.
ЮНЕСКО - от англ. UNESCO - United Nations Educational, Scientific & Cultural Organisation (англ.). Организация содействия образованию, науке и культуре при ООН [ЮНЕСКО].



Примечания и переформатирование:
Е.В. Шевченко,
зав. кафедрой "Управление международным образованием"
Института международных образовательных программ
Санкт-Петербургского государственного политехнического университета

При любом использовании материалов сайта АКТИВНАЯ ГИПЕРССЫЛКА ОБЯЗАТЕЛЬНА
Все материалы защищены законом об авторском праве
HTML-код ссылки:
<a href="">Очередной шаг в решении вопросов признания</a>
Поиск
Расширенный поиск


Важное
Ссылки
FAQ
Новое
Интерактивная карта образовательных организаций (учреждений), проводящих государственное тестирование по русскому языку как иностранному

Интерактивная карта образовательных учреждений Российской Федерации, осуществляющих довузовскую подготовку иностранных граждан на бюджетной основе

Федеральный портал "Российское образование"

ЕДИНОЕ ОКНО
доступа к образовательным ресурсам
Библиотека учебных ресурсов


© 2006-2013 Министерство образования и науки Российской Федерации
При использовании материалов сайта ссылка на «Российское образование для иностранных граждан» и уведомление администратора обязательны
Федеральная информационно-аналитическая система "Российское образование для иностранных граждан" зарегистрирована в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл N ФС 77 - 48613 от 16 февраля 2012 года