gerb ministry
Russian
Русский
English
English
French
Français
Spanish
Español
German
Deutsch
Italian
Italiano
Portuguese
Português
український
Україн
Kazakh
Қазақша
Chinese
中文
Arabic
ﺔﻴﺑﺮﻌﻟا
Mongolian
Mонгол
Vietnamese
Tiếng Việt
Moldavian
Moldov
Romanian
Română
Türkçe
Türkçe
Главная страница О проекте Карта портала Полезные ссылки Авторизация
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30












Portal - Asociación Latinoamericano Rusia - Oferta Universitaria de las Americas y el Mundo, Rusas, estudios en rusia, universidades rusas, idioma ruso
Ruski studenti SCG
Фонд Русский мир

Наука признания

При цитировании ссылка на статью обязательна.
Формат ссылки:

Наука признания: интервью с заведующим кафедрой "Управление международным образованием" Евгением Васильевичем Шевченко // Интернет: Сайт газеты "Поиск" (http://www.innov.spbu.ru/showart.php).

НАУКА ПРИЗНАНИЯ

Историй о том, как российские документы об образовании не захотели признать на Западе, или признали только через суд, можно услышать множество. Не засчитывают отдельные курсы при продолжении учебы, не берут на работу с дипломом об окончании российского университета... В чем дело? Это дискредитация российского образования (по убеждению многих, "самого лучшего в мире") или попытка другого государства защитить свой рынок труда? Или что-то еще? На кафедре "Управление международным образованием" Института международных образовательных программ Санкт-Петербургского государственного политехнического университета проблемы оценки документов об образовании рассматриваются в студенческих работах и кандидатских диссертациях. Сегодня исследования по этой тематике составляют самостоятельную область научных исследований, убежден заведующий кафедрой Евгений ШЕВЧЕНКО.

- Евгений Васильевич, наша бывшая соотечественница, переехав жить в Германию, хотела продолжить обучение в университете, и столкнулась с тем, что из нескольких лет учебы здесь "там" ей зачли только два предмета. Она объясняет это тем, что между Россией и Германией нет соответствующего договора о взаимном признании документов. Так ли? Действительно, нет?

- Договор такой есть, он был подписан в 1999 году, и текст его опубликован. Но с признанием документов об образовании существует так называемое бытовое непонимание ситуации. Ведь большинство как рассуждает? Выпускнице Санкт-Петербургского университета пришлось в Германии свой диплом отстаивать через суд - значит, не признают в Германии нашего высшего образования! Но кто не признает? На каком уровне? Люди не находят специалистов, которые действительно знают положение вещей. В Бонне существует специальная организация по признанию документов об образовании. Обычный профессор и не обязан знать все тонкости этой процедуры. К сожалению, многие считают, что знают, и действуют по принципу "я не понимаю вашего образования и поэтому признать его не могу". В таких случаях, повторяю, надо просто обращаться к квалифицированным специалистам.
Российский диплом признается в любой стране мира при выполнении трех условий. Первое - он должен быть законно выданным. Не фальшивым, не поддельным, не купленным в подземном переходе. Второе - учреждение, которое выдало документ, должно быть аккредитовано по законам своей страны. И третье: процедура признания осуществляется по правилам, принятым в этой стране. А вот правила эти очень разные ...
Выпускница нашей кафедры Мария Сергеева де Сандовал в выпускной работе исследовала процедуры и проблемы признания российских документов об образовании в испано-говорящих странах. Она разослала 600 писем по электронной почте и получила 250 ответов - от министерств, ассоциаций выпускников ... Собрала документы, классифицировала проблемы и получила интересные выводы. В одной стране дипломы признаются легко. В другой нужен документ, подтверждающий право университета присваивать соответствующие квалификации - то есть, фактически, копия свидетельства об аккредитации вуза. В третьей требуется перевод всех программ, которые освоил этот специалист за годы обучения в высшей школе. Есть случаи единственные в своем роде. Так, один бывший выпускник российского вуза написал, что 10 лет не может признать свое образование в Эквадоре. По законам этой страны, прежде чем признать диплом, с его обладателем беседует специальная комиссия, состоящая из преподавателей назначенного университета. Но у них нет такого направления подготовки и таких преподавателей ...
Чуть ли не все адресаты, ответившие нашей дипломнице, ставили проблему: российские университеты не отвечают на запросы зарубежных служб признания! "Подтвердите, что такой-то у вас учился", "вышлите копию свидетельства об аккредитации", "дайте разъяснения ...". Нет ответа! А дело, видимо, в том, что работники учебных отделов, куда поступают запросы, не знают иностранного языка. И российские документы об образовании порой не признаются вот из-за таких формальных мелочей.

- Но есть, наверное, и не формальные, и даже не мелочи?

- Да, есть и другие моменты непризнания. В Иордании, например, в техническом университете какой страны вы бы не учились, для признания диплома о вашем высшем образовании нужно пройти собеседование или сдать экзамен в Союзе инженеров. В эту профессиональную организацию входят действующие инженеры. Вас могут попросить рассчитать, например, балку, нарисовать эпюру ... То есть решить практическую задачу. И вот интересный факт, о котором я узнал, будучи в Иордании: через это сито прошли практически сто процентов выпускников вузов СССР. И только половина тех, кто учился в американских университетах.
Иногда диплом не признается лишь потому, что человек не может сдать подобный экзамен. И это вовсе не дискриминация России. В Нидерландах выпускник Гарварда, устраиваясь на работу, будет проходить те же самые процедуры, что и выпускник, скажем, Уральского университета. И если ты не прошел это испытание, не стоит возмущаться, кричать "Нас не признают!". Ведь это твои знания не признали, а не всю российскую систему образования.
По законам многих стран есть разные траектории признания. Если диплом выдан действительно известным университетом, с высоким рейтингом, например, МГУ, то, как правило, его признают быстро. Если не таким известным, то начинают собирать информацию о вузе. А это долго, так как мы не очень-то стремимся обеспечить информацией о себе, любимых. И могут предложить такому специалисту либо сдать дополнительные экзамены, либо пройти дополнительное обучение, либо пройти стажировку на рабочем месте - показать, что он знает и умеет.
Надо отметить, что существует непризнание и на другом уровне. Во многих странах с большим трудом признаются квалификации, относящиеся к начальному образованию: воспитатель детского сада, учитель начальной школы ... По законам многих стран, нельзя допускать иностранцев до воспитания молодого поколения. И это относится ко всем иностранцам, не только к россиянам. То есть опять речи о нашей дискриминации не идет.
Европейский Совет определил перечень защищенных профессий, представителям которых получить признание за рубежом сложно. В этот перечень вошли, прежде всего, профессии, связанные с обеспечением жизнедеятельности граждан европейских стран, с их защитой. Например, если архитектор неправильно построит дом, тот разрушится, и граждане пострадают. К защищенным профессиям относятся мостостроители, авиадиспетчеры, капитаны кораблей. Медики. Священники. Даже пожарные! Ведь если пожарный не знает языка, не знает менталитета жителей страны, как он их будет спасать?
И есть целый ряд рекомендаций другого рода. Заочное, дистанционное образование любого рода чаще всего за рубежом не признается. Как и вечернее. В других странах совершенно справедливо считают, что это образование более низкого уровня: дисциплин меньше, требования к студентам слабее...

- Если вернуться к началу нашего разговора... Как Вы считаете, законно ли, что без пяти минут выпускнице нашего университета не зачли курсы, которые она уже изучила? Или ей тоже следовало бы обратиться к специалистам и отстаивать свои права?

- В Германии университеты автономны, и решение на этот счет принимают сами. А вот в США, например, многие университеты жестко исповедуют правило, которое можно было бы сформулировать так: если ты хочешь получить диплом нашего университета, определенные предметы, самые главные, ты должен пройти у нас. Курс математики должен прослушать у профессора Смита, а физики - у профессора Рислинга. Где бы ты не проходил эти предметы раньше, у кого бы не учился - в Оксфорде, у Нобелевского лауреата... Не имеет значения. Есть перечни обязательных дисциплин, которые не перезачитываются ни при каких условиях.
Например, нельзя получить диплом Гарвардского университета, если ты провел в кампусе меньше двух с половиной лет. Хотя на несколько семестров ты можешь съездить поучиться в любую страну.
Образно говоря: если хочешь проектировать самолеты, крылья можешь изучать в одном университете, шасси - в другом, но фюзеляж, извини, только у нас: мы отвечаем за главную твою подготовку. И это совершенно справедливо.
На мой взгляд, огромная проблема России в том, что у нас к марке университета относятся недостаточно серьезно, перезачитывают иностранным студентам любые курсы - лишь бы они пришли учиться. К чему это приводит? Один показательный пример. Выпускникам шести российских университетов сегодня получить признание их диплома в Германии чрезвычайно сложно. Нет, официально им не отказывают, договор между странами не нарушают, но "запускают" процесс признания по самой длинной траектории. И бюрократическая волынка длится так долго, что чаще всего люди, махнув рукой, находят себе другую работу, менее квалифицированную. В чем причина? Когда-то эти университеты приняли в аспирантуру выпускников германских Fachhochschule, то есть учебных заведений, по уровню соответствующих чуть выше наших техникумов. По немецким законам этого делать нельзя. Да и по нашим, по большому счету, тоже. Когда, защитив диссертацию, новоиспеченные кандидаты наук вернулись обратно в Германию, их квалификацию там не признали. А университеты, которые без должного почтения отнеслись к правилам признания документов об образовании, попали в "черный список".
К сожалению, в России подобных ошибок делается очень много. Потом они очень дорого обходятся и людям, и университетам, и стране в целом. И это - тема отдельного разговора.

(продолжение в одном из следующих номеров "Практикума")

Переформатирование:
Е.В. Шевченко,
зав. кафедрой "Управление международным образованием"
Института международных образовательных программ
Санкт-Петербургского государственного политехнического университета


Источник: Наука признания: интервью с заведующим кафедрой "Управление международным образованием" Евгением Васильевичем Шевченко // Интернет: Сайт газеты "Поиск" (http://www.innov.spbu.ru/showart.php).

При любом использовании материалов сайта АКТИВНАЯ ГИПЕРССЫЛКА ОБЯЗАТЕЛЬНА
Все материалы защищены законом об авторском праве
HTML-код ссылки:
<a href="">Наука признания</a>
Поиск
Расширенный поиск


Важное
Ссылки
FAQ
Новое
Интерактивная карта образовательных организаций (учреждений), проводящих государственное тестирование по русскому языку как иностранному

Интерактивная карта образовательных учреждений Российской Федерации, осуществляющих довузовскую подготовку иностранных граждан на бюджетной основе

Федеральный портал "Российское образование"

ЕДИНОЕ ОКНО
доступа к образовательным ресурсам
Библиотека учебных ресурсов


© 2006-2013 Министерство образования и науки Российской Федерации
При использовании материалов сайта ссылка на «Российское образование для иностранных граждан» и уведомление администратора обязательны
Федеральная информационно-аналитическая система "Российское образование для иностранных граждан" зарегистрирована в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл N ФС 77 - 48613 от 16 февраля 2012 года