gerb ministry
Russian
Русский
English
English
French
Français
Spanish
Español
German
Deutsch
Italian
Italiano
Portuguese
Português
український
Україн
Kazakh
Қазақша
Chinese
中文
Arabic
ﺔﻴﺑﺮﻌﻟا
Mongolian
Mонгол
Vietnamese
Tiếng Việt
Moldavian
Moldov
Romanian
Română
Türkçe
Türkçe
Главная страница О проекте Карта портала Полезные ссылки Авторизация
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
30 31












Portal - Asociación Latinoamericano Rusia - Oferta Universitaria de las Americas y el Mundo, Rusas, estudios en rusia, universidades rusas, idioma ruso
Ruski studenti SCG
Фонд Русский мир

Распространение опыта реализации программы Темпус в Российской Федерации

Распространение опыта реализации программы
Темпус в Российской Федерации

       Программа Темпус в России действует с начала 90-х годов и является одной из самых успешных и эффективных программ Европейского Союза в России. Эта программа позволила реально ускорить темпы модернизации российского высшего образования, она активно содействует интеграции российского высшего образования в 4-ое европейское пространство и реализации задач Болонского процесса. Проекты реализуемые в рамках программы, способствуют развитию кросскультурных связей между университетами различных стран, формированию новой культуры сотрудничества, основанной на открытом диалоге и доверии, и широкого европейского дискурса в области развития высшего образования, адекватного задачам общества, основанного на знаниях.
       Ежегодное финансирование проектов с участием Российских вузов составляет 10 миллионов евро.
        Несмотря на столь долгую историю развития программы Темпус в России  Национальный офис был открыт только 22 марта 2005 г., что явилось важным событием для российского образовательного сообщества, поскольку, наконец, была  создана  структура,  способствующая распространению опыта реализованных проектов и развитию взаимодействия российских университетов, участвующих в программе Темпус.
       Как известно, программа ТЕМПУС направлена на:

  • содействие развитию высшего образования посредством сотрудничества российских и европейских университетов,
  • развитию высшего образования посредством поддержки сотрудничества российских и европейских университетов,
  • интеграции российской высшей школы в общеевропейское образовательное пространство.

       Деятельность национального офиса ТЕМПУС направлена на активизацию участия российских университетов в программе Темпус, повышение качества подаваемых заявок и распространение результатов проектов среди образовательного сообщества в интересах реализации приоритетов российской образовательной политики в сфере высшего образования, а также осуществления задач интеграции российской высшей школы в общеевропейское образовательное пространство.
Национальный офис осуществляет свою деятельность по следующим направлениям:

  • информационно-аналитическое, куда входит популяризация программы ТЕМПУС в России для привлечения к участию в ней как можно большего количества университетов; подготовка аналитических материалов о развитии высшего образования в России в контексте Болонского процесса;  создание и обновление базы данных по проектам ТЕМПУС; проведение информационных дней в Москве и регионах; выпуск информационных бюллетеней; ведение и обновление веб-сайта,
  • консультационная и методическая помощь российским вузам при подготовке заявок на участие в проектах и в ходе их реализации, в том числе  оказание помощи российским и европейским вузам в поиске организаций-партнеров для реализации совместных проектов, проведение консультаций и тренингов в регионах,
  • мониторинг реализуемых проектов.

       В соответствии с задачами модернизации высшего образования в РФ и задачами Болонского процесса приоритетными направлениями программы Темпус для России являются следующие:

  • разработка учебных программ по техническим дисциплинам, в частности в сфере информационно-коммуникационных технологий, биотехнологий, природопользования и обучения иностранным языкам в технических вузах. 
  • адаптация существующих учебных программ для двухуровневой системы высшего образования (бакалавр/магистр),
  • управление вузами,
  • введение информационно-коммуникационных технологий и сетевое развитие  вузов,
  • разработка стратегий развития вузов,
  • разработка учебных курсов для внешних пользователей (организаций),
  • адаптация вузов к концепции обучения в течение всей жизни,
  • совершенствование послевузовского  образования.

       Следует особо подчеркнуть, что в рамках всех проектов предполагается отработка и пилотирование моделей и механизмов, содействующих реализации задач Болонского процесса в части обеспечения сопоставимости дипломов и квалификаций высшего образования. В целом, Болонский процесс является той концептуальной рамкой, которая задает векторы всем проектам, реализуемых в рамках программы Темпус не только в России, то и во всех странах-участницах этой программы.
       Совместные проекты в рамках программы Темпус реализуются силами университетских консорциумов, осуществляющих совместные проекты продолжительностью 2-3 года.      Помимо этого Темпус предоставляет гранты студентам, аспирантам и преподавателям в целях развития академической мобильности.  Также в рамках отдельного направления программа Темпус содействует реализации проектов по совершенствованию управления университетами, включая развитие систем менеджмента качества, созданию сетей взаимодействия, новых подразделений и т.д.

       Информационные дни

       Информационные дни являются важным направлением деятельности Национального офиса, в которых традиционно участвуют представители Европейской Делегации, Министерства образования и науки РФ и МЭРТ России.  Информационные дни проводятся как в Москве, так и, по просьбе университетов - в регионах России.
       В ходе информационных дней осуществляется:

  • информирование российских вузов о программе Темпус,
  • разъяснение требований к подготовке заявок на проекты,
  • обмен опытом вузов, реализующих проекты,
  • анализ реализованных проектов,
  • методические консультации по процедурам подготовки заявок.

       Ценность информационных дней состоит еще и в том, что их участники имеют возможность получить ответы на все интересующие их вопросы и получить индивидуальные консультации.
Информационные дни проводятся два раза в год. Уже проведено 3 информационных дня. Следующий планируется на середину ноября 2006 г.
       К каждому информационному дню Национальный офис издает очередной номер Информационного бюллетеня.
       В среднем, в каждом информационном дне  в Москве принимают участие представители более 30 регионов РФ и более 60 вузов, представленных руководителями международных отделов, деканами и проректорами, а также представители общественных организаций в сфере образования.
       Следует отметить, что на информационные дни приезжают и те, кто имеет опыт участия в проектах, поддержанных программой Темпус (они, как правило, составляют более половины всех участников), и те, кто только планирует присоединиться к европейскому сотрудничеству. География участников охватывает практически всю Россию - от Владивостока до Калининграда.

Консультирование и методическая помощь

       Консультирование и методическая помощь - неотъемлемая часть деятельности Национального офиса. Количество предоставляемых консультаций свидетельствует о растущей заинтересованности университетов в установлении продуктивных взаимодействий с европейскими партнерами и интернационализации российского высшего образования.
       В среднем, ежедневно за консультациями обращаются (в очной или электронной форме) 3-4 университета.
       Как показывает проведенный Национальным офисом анализ вопросов, интересующих российские вузы при подготовке проектных заявок, значительная часть из  них касается мер и форм по распространению результатов проектов и поддержанию их жизнеспособности после завершения. 
       В настоящее время при разработки проектов особое внимание уделяется взаимодействию университетов с предприятиями и преодолению "академической" замкнутости университетов. Как показывает практика, не все университеты или их руководители, равно как и предприниматели осознают потенциальной выгоды взаимного сотрудничества. Университетам зачастую недостает заинтересованности или "предпринимательского духа", поскольку у них превалирует ориентация на учебный процесс и задачи, которые они традиционно ставили себе сами. Предприятия же в ситуации новых рыночных отношений  более озабочены получением быстрой прибыли, а не стратегическими интересами собственного развития. Обе стороны до конца не осознают тот очевидный факт, что экономический рост может вызвать повышение конкурентного спроса на инновационные идеи и высококвалифицированные кадры.
       Вопросы сотрудничества между университетами и предприятиями находятся в зоне пристального внимания программы Темпус, с чем свидетельствует проведенное Европейской Комиссией при участии Европейского фонда образования исследование в этой области.  В проведении исследования в Российской Федерации принимал участие и Национальный офис программы Темпус.
       На сайте Национального офиса размещен материал  вышеуказанного международного исследования и информация о конференции в Аммане, посвященной обсуждению результатов этого исследования.
       Как показало исследование, для развития эффективного сотрудничества между университетами и предприятиями необходимо устранить разрыв между двумя различными культурами - образования и сферы труда. Для этого на государственном уровне необходимо содействие институционализации такого сотрудничества, а именно, поддержка создания целевых структур, таких как, например, региональные центры передачи технологий, бизнес-инкубаторы, центры обмена инновационными идеями или региональные партнерства между университетами и предприятиями по вопросам обучения, а также должна быть сформирована надлежащая нормативно-правовая базу.

Мониторинг проектов

       С начала 2006 года по поручению Европейской Комиссии Национальный офис Темпус начал проводить мониторинг совместных европейских проектов, реализуемых в Российской Федерации.
       Смысл и задачи мониторинга - получить более полное представление о реализации проектов и об их промежуточных или конечных результатах и возможностях распространения наработок проектов в университетском сообществе в России.  Письменные отчеты, при всей их полноте, не всегда способны передать все детали и так называемые "нематериальные" результаты и влияние проектов на осуществление изменений не только в практических шагах по модернизации  высшего образования в России, но и в сознании людей, ее реализующих и их ценностных установках и отношениях. Эти результаты могут быть определены только в процессе личного общения с командами участников проектов.
       В целом, по результатам мониторингов можно с уверенностью заключить, что все проекты "обречены" на успешность благодаря мотивации, энтузиазму и энергии их участников как с российской, так и с европейской стороны.
       Все проекты вносят серьезный вклад как в интеграцию российского высшего образования в европейское пространство высшего образования, так и в модернизацию российского высшего образования в соответствие с Приоритетами развития образования в Российской Федерации. Помимо этого реализация проектов, с одной стороны, реально способствует росту престижа университетов в регионах, где они реализуются, а с другой, случае участия в проекте нескольких российских университетов - усилению взаимодействия и сотрудничества этих университетов.
       Благодаря совместным европейским проектам, поддержанным программой Темпус, укрепляются контакты российских и европейских университетов, которые продолжаются и после завершения проектов, включая студенческие обмены и стажировки, участие в различных международных конференциях и семинарах, причем наблюдаются случаи, когда европейские университеты оказывают российским коллегам финансовую поддержку по участию в различных мероприятиях.
       Как показывает практика, выпускники факультетов-участников проектов становятся более конкурентоспособными на рынке труда и трудоустраиваются в престижные компании, включая международные.
       В результате реализации совместных европейских проектов в ряде университетов-участников проектов начата реализация двухуровневого образования, а именно программ обучения бакалавров и магистров, сопоставимых с европейскими, а также программы двойных дипломов. Важно подчеркнуть, что в разработанных магистерских программах активно участвуют и обучаются представители предприятий, с которыми взаимодействуют вузы.
       Все российские участники проектов по разработке новых курсов и программ обучения отмечают важность и пользу внедрения и распространения не только обновленного содержания обучения, но и новых, активных методов обучения в высшем образовании и, прежде всего, самоуправляемого обучения. При этом они также отмечают необходимость внесения изменений в существующие стандарты высшего образования,  которые не позволяют в полной мере использовать положительный опыт, приобретенный в проектах. Очевидно, будущие проекты должны быть направлены на содействие разработке новых стандартов высшего образования.  
       Более того, как указывают участники проектов, обновление стандартов также необходимо для обеспечения переориентации образовательных программ на результаты обучения и совершенствования системы переноса зачетных единиц.
       Для того чтобы результаты проектов не замыкались только на участниках проектов, но находили применение в системе высшего образования в целом в рамках всех проектов создаются веб-сайты, которые поддерживаются после реализации проектов, где помещаются разработанные материалы, тезисы семинаров и конференций, обобщение инновационного опыта в области передачи знаний. Материалы, разработанные в ходе проектов, а также описания инновационных методик оформляются в сборники, доступные всем желающим.  Ряд методических пособий и разработок получил гриф Министерства образования и науки, что представляется очень важным как для распространения результатов проекта, так и их жизнеспособности.

Некоторые конкретные результаты

       В ходе реализации совместных европейских проектов и проектов в области структурных и дополнительных мер проектов были:
       1. Обновлены старые или разработаны новые образовательные программы и курсы, сопоставимые с программами и курсами западноевропейских университетов, в том числе программы бакалавров и магистров в таких областях, как:  европейские исследования (в результате проектов сформирована  сеть Центров европеистики); международные отношения; социальная работа; социология; международные финансы; международный бизнес; менеджмент; сельское и лесное хозяйство; экология и охрана окружающей среды; право; коррекционная педагогика; экономика;  предпринимательство; история; коррекционная педагогика; агроэкология;  инженерная биология; международный маркетинг; география; ИКТ; мехатроника;  логистика и менеджмент для нефтегазовой отрасли;  демография; природопользование;  нейротехнологии;  бизнес-администрирование; иностранные языки и ряд других.
       В 2005-2006 годах  начата реализация проектов по разработке программ двух уровней в области телекоммуникационных технологий и метеорологии. Естественно, что в рамках каждой области разработаны различные программы и курсы, отражающие реальные потребности университетов и регионов.
       2. Разработаны и реализуются курсы обучения для внешних организаций и курсы повышения квалификации для ряда категорий работников (в том числе  социальных работников и социальных педагогов, специалистов в области охраны окружающей среды и управления водными ресурсами, книгоиздателей и книготорговцев, работников системы здравоохранения, региональных и муниципальных органов власти, малых и средних предприятий,  финансовых предприятий,  предприятий лесного и сельского хозяйства, юристов, инженеров и др.).
       3. Разработаны и реализуются курсы непрерывного обучения для вузовских преподавателей.
       4.  Внедрены новые модели управления университетами, включая:

  • сетевые механизмы  (такие, например, как региональная сеть обучения в течение всей жизни для отрасли туризма и гостеприимства;  межрегиональная сеть по совершенствованию управления университетами);
  • новые модели управления интеллектуальной собственностью университета;  новые механизмы обеспечения качества, включая всеобщую модель управления качеством и модели самооценки;  новые модели деятельности отделов/департаментов международного сотрудничества университетов; модели стратегического планирования и  финансового управления университетами, управления библиотеками;  новые модели консультирования в области развития карьеры, и др.  

       5. В рамках проектов, утвержденных в 2005-2006 годах, разработаны механизмы реализации Болонского процесса, включая:

  • распространение результатов проекта Tuning ("Настройка систем высшего образования"), в рамках которого разработаны принципы формирования образовательных программ высшего образования уровней бакалавра и магистра, ориентированные на результат обучения;
  • модели взаимодействия университетов по продвижению задач и наработок Болонского процесса;
  • принципы разработки системы переноса зачетных единиц, включая проекты по  разработке системы взаимного признания периодов обучения за рубежом на основе переноса зачетных единиц (например, проект в области современных языков; проект по созданию сети мобильности студентов, изучающих управление предприятиями и ряд других).

       6. Разработаны образовательные программы,  приводящие к присуждению двойных дипломов, т.е. дипломов, признаваемых в России и стране-партнере  (например: программа подготовки магистров в области регионального и муниципального управления; программа подготовки магистров в области менеджмента окружающей среды; программа подготовки  бакалавров в области финансов;  программа подготовки магистров в области управления малыми и средними предприятиями, человеческими ресурсами и региональным развитием; программа подготовки магистров в области прикладной экономики; программа подготовки магистров в области промышленного менеджмента).
       Следует отметить, что проекты по разработке программ, приводящих к  присуждению двойных дипломов, весьма немногочисленны. Это может быть объяснено рядом причин, включая необходимость владения иностранным языком как для преподавателей, так и для студентов, высокие расходы на мобильность (периоды обучения в университете-партнере), нерешенность вопросов признания двойных дипломов.
       Помимо этого в результате реализации проектов созданы различные центры, (например, центр социальной политики в Удмуртии),  и сети (Российско-Украинская сеть по развитию педагогических инноваций, Сеть поволжских университетов в области международного и европейского права,  формируется сеть оценщиков для системы высшего образования).
       А также разработан ряд программ дистанционного обучения (например, в области экономики), создана сеть дистанционного обучения в области непрерывного технического образования на базе Уральских университетов, разрабатывается система дистанционного обучения (повышения квалификации)  для муниципальных служащих Сибири и для государственных служащих  Свердловской области.
       В области усиления сотрудничества между университетами и предприятиями сформирована модель деятельности отделов университетов по связи с предприятиями и формируется модель сети взаимодействия "университеты - предприятия", включающая 4 российских университета.



При любом использовании материалов сайта АКТИВНАЯ ГИПЕРССЫЛКА ОБЯЗАТЕЛЬНА
Все материалы защищены законом об авторском праве
HTML-код ссылки:
<a href="">Распространение опыта реализации программы Темпус в Российской Федерации</a>
Поиск
Расширенный поиск


Важное
Ссылки
FAQ
Новое
Интерактивная карта образовательных организаций (учреждений), проводящих государственное тестирование по русскому языку как иностранному

Интерактивная карта образовательных учреждений Российской Федерации, осуществляющих довузовскую подготовку иностранных граждан на бюджетной основе

Федеральный портал "Российское образование"

ЕДИНОЕ ОКНО
доступа к образовательным ресурсам
Библиотека учебных ресурсов


© 2006-2013 Министерство образования и науки Российской Федерации
При использовании материалов сайта ссылка на «Российское образование для иностранных граждан» и уведомление администратора обязательны
Федеральная информационно-аналитическая система "Российское образование для иностранных граждан" зарегистрирована в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл N ФС 77 - 48613 от 16 февраля 2012 года