gerb ministry
Russian
Русский
English
English
French
Français
Spanish
Español
German
Deutsch
Italian
Italiano
Portuguese
Português
український
Україн
Kazakh
Қазақша
Chinese
中文
Arabic
ﺔﻴﺑﺮﻌﻟا
Mongolian
Mонгол
Vietnamese
Tiếng Việt
Moldavian
Moldov
Romanian
Română
Türkçe
Türkçe
Главная страница О проекте Карта портала Полезные ссылки Авторизация
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 23 24 25
26 27 28 29 30












Portal - Asociación Latinoamericano Rusia - Oferta Universitaria de las Americas y el Mundo, Rusas, estudios en rusia, universidades rusas, idioma ruso
Ruski studenti SCG
Фонд Русский мир

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ГОЛОВНЫХ (БАЗОВЫХ) ВУЗОВ УШОС ОТ КАЗАХСТАНА НУРСЕИТОВОЙ М.А., ЗАМЕСТИТЕЛЯ ДИРЕКТОРА УЧЕБНОГО ЦЕНТРА УШОС КАЗНУ ИМЕНИ АЛЬ-ФАРАБИ

"Рекомендации головных (базовых) вузов УШОС от Казахстана по организации учебного процесса в магистратуре УШОС по направлению "Регионоведение"

Уважаемые колееги!

Необходимо ли стремиться к разработке совместных магистерских программ по направлению "Регионоведение", реализуемых по одному учебному плану несколькими вузами, или можно ограничиться обменом студентами и преподавателями между специализированными программами магистерской подготовки, реализуемыми в отдельных вузах?

По всей видимости, выработать единую унифицированную программу магистерской подготовки по направлению "Регионоведение" не удастся, поскольку этому препятствуют принципиальные различия в национальном законодательстве и нормативных документах, регулирующих сферу высшего профессионального образования в государствах-членах ШОС (в частности, невозможно согласовать обязательные компоненты национальных образовательных стандартов). Кроме того, унификация учебных планов магистратуры в рамках направления "Регионоведение" означала бы нивелирование уникальных научно-педагогических традиций головных (базовых) вузов консорциума УШОС, что лишило бы их конкурентных преимуществ перед другими участниками международного рынка образовательных услуг и обесценило бы саму идею многостороннего сотрудничества, составляющую основу Концепции УШОС.

Вместе с тем, не следует полностью исключать возможность реализации единой магистерской программы усилиями двух и более вузов, желающих объединить свой кадровый потенциал для достижения повышенного качества подготовки магистрантов. В этом случае вузам необходимо выработать единый учебный план и распределить между собой дисциплины, за преподавание которых будет отвечать каждый из партнеров. Последний вариант предполагает совместное вручение диплома и требует дополнительных межвузовских соглашений. Самостоятельная реализация несколькими вузами одинаковых программ, наоборот, нежелательна, поскольку она не создает стимула к академической мобильности, и из-за этого включенное обучение в другом головном (базовом) вузе теряет практический смысл (т.к. те же самые дисциплины студенты могут прослушать и в родном вузе, не выезжая за рубеж).

Как показывает анализ собранных материалов, головные (базовые) вузы в рамках направления "Регионоведение" можно подразделить на две группы в зависимости от того подхода, которого они придерживаются при формировании учебных планов совместной магистратуры УШОС. Таких подходов два: обществоведческий (с акцентом на изучении истории, политики, экономики, международных отношений) и гуманитарный (с акцентом на изучении языка, культуры, религии, этнопсихологии). Представляется, что сотрудничество между головными (базовыми) вузами, придерживающимися аналогичных подходов, будет наиболее эффективным. Таким образом, в рамках направления "Регионоведение" фактически выделяется два самостоятельных вектора, по которым должно проходить дальнейшее согласование предметного поля магистерских программ.

Какие аспекты магистерских программ разных вузов могут (и должны) быть унифицированы, а какие могут (и должны) различаться?
По возможности, следует унифицировать структуру учебного тана в части, касающейся организации включенного обучения студентов, приезжающих на один семестр из зарубежных вузов-партнеров, поскольку это существенно облегчит саму процедуру организации академической мобильности. Представляется, что студент, направляющийся на обучение за границу по линии УШОС, должен получить единообразную подготовку, позволяющую ему претендовать на получение Сертификата УШОС, вне зависимости от того, в каком именно головном (базовом) вузе он проходил включенное обучение.

По-видимому, эта единообразная подготовка должна содержать три блока:
1. Лингвострановедческий блок - изучение языка и культуры страны, в которой он проходит включенное обучение (30% семестровой трудоемкости);
2. Профильный (специализированный) блок - изучение набора приоритетных дисциплин, в наибольшей степени отражающих научно-педагогическую школу и традиции принимающего вуза (50% семестровой трудоемкости);
3. Научно-исследовательский блок - самостоятельная работа над магистерской диссертацией под руководством научного консультанта, назначенного принимающим вузом (20% семестровой трудоемкости).

Дисциплины, входящие в блок профильной (специализированной) подготовки, предлагаются принимающим вузом и аккредитуются направляющим вузом после содержательной экспертизы на соответствующей кафедре. При этом по мере необходимости в рабочие программы приоритетных дисциплин могут вноситься согласованные изменения и дополнения учебно-методического характера, позволяющие унифицировать требования к уровню освоения дисциплины и выработать взаимоприемлемые критерии оценки обра-зовательных результатов. Программа блока научно-исследовательской подготовки разрабатывается вузами-партнерами совместно и является единой для всех.

Для облегчения проведения содержательной экспертизы и взаимной аккредитации приоритетных дисциплин желательно, чтобы все головные (базовые) вузы в рамках направления "Регионоведение" придерживались унифицированной схемы представления рабочих программ (УМК) приоритетных дисциплин, согласованной в ходе курсов повышения квалификации сотрудников головных (базовых) вузов УШОС и членов профильных специализированных рабочих групп по направлению "Регионоведение" 26-27 октября 2009 г. (т.е. разосланной всем спецификации приоритетных дисциплин и макетов УМК).

Головным (базовым) вузам отдельных государств-членов ШОС следует также согласовать между собой общепрофессиональные и теоретические дисциплины в пределах, предусмотренных национальными образовательными стандартами. Вместе с тем, при формировании учебного плана магистерской программы вуза необходимо предусмотреть возможность расширения спектра дисциплин специализации и курсов по выбору студента за счет приоритетных дисциплин, предлагаемых зарубежными вузами-партнерами по консорциуму УШОС. Эти дисциплины должны отражать научно-педагогический вклад каждого головного (базового) вуза в разработку предметного поля направления "Регионоведение", и поэтому они обязательно должны различаться от вуза к вузу, поскольку это обеспечит взаимодополняемость магистерских программ УШОС.

В этой связи каждому головному (базовому) вузу целесообразно чётко прописать в учебном плане структуру 3-го семестра для магистрантов, прибывающих из других головных (базовых) вузов УШОС на включённое обучение (в частности, указать перечень конкретных дисциплин, входящих в каждый блок, и раскрыть их трудоёмкость). Кроме того, необходимо получить согласие магистрантов-иностранцев на изучение этих дисциплин и обязательство прослушать их в полном объёме, поскольку это будет являться обязательным условием выдачи им сертификата УШОС.

В свете вышеизложенных соображений становится очевидно, что многостороннее сотрудничество между головными (базовыми) вузами УШОС должно осуществляться на базе двусторонних соглашений, детально регламентирующих технические аспекты согласования магистерских программ (взаимная экспертиза и аккредитация рабочих программ и УМК приоритетных дисциплин, таблицы перерасчета оценок, порядок присвоения двойных степеней и т.д.), которые невозможно согласовать и унифицировать в рамках всего направления подготовки.

Как оптимально организовать процесс обмена информацией между координаторами магистерских программ, касающейся согласования общих курсов?

Вся информация о структуре магистерских программ и содержании приоритетных дисциплин (т.е. их спецификации) должна быть выложена на портале Университета ШОС, чтобы координаторы магистерских программ (и сами магистранты) из других головных (базовых) вузов УШОС имели к ней свободный круглосуточный доступ. На координаторов должна быть возложена обязанность регулярного обновления опубликованных на портале материалов. Все контактные данные координаторов (номер телефона, адрес электронной почты, Skype-имя и т.д.) должны быть также размещены на портале.

Оперативный обмен информацией между координаторами образовательных программ УШОС должен осуществляться посредством электронной почты, факсов, телефонных звонков. При необходимости непосредственного ознакомления с особенностями учебно-методической и материально-технической базы подготовки магистрантов за рубежом, подписания дополнительных соглашений и т.д. следует предусмотреть возможность обмена пакетами документов по почте (EMS, DHL) и краткосрочных командировок координаторов (за счет направляющего вуза). Координаторы должны обладать правом подписи на согласованных учебных планах и УМК приоритетных дисциплин.

Оплата расходов на оперативный обмен информацией между координаторами головных (базовых) вузов с целью согласования пакетов приоритетных дисциплин и организации учебного процесса в магистратуре УШОС должна быть изначально заложена в бюджет УШОС.
Как оптимально организовать процесс академической мобильности студентов с учетом требований направляющего и принимающего вузов (например, необходимости прослушать обязательные курсы, предусмотренные национальным образовательным стандартом, или подтянуть уровень владения русским/китайским языком)?

Поскольку на первоначальном этапе реализации проекта УШОС планируется, что студенты будут получать национальный диплом и в придачу к нему Сертификат УШОС, они должны полностью выполнить обязательный компонент учебного плана своего вуза, предусмотренный национальным образовательным стандартом. Вместе с тем, элективный компонент индивидуальных учебных планов магистрантов может реализовываться за счет приоритетных дисциплин, соответствующих их профилю/специализации, которые предлагается прослушать в принимающем вузе в течение семестра включенного обучения. Представляется, что пере зачитываться при этом должны не отдельные дисциплины, а именно "стандартные семестры" (состоящие из трех блоков) общей трудоемкостью 30 кредитов ECTS/UCTS.

Если допустить, что студент приезжает в зарубежный вуз-партнер на полгода, чтобы прослушать всего одну-две дисциплины, то весь процесс обучения в совместной магистратуре сведется к "образовательному туризму" за счет государств-членов ШОС. Такой подход изначально неверен и не должен применяться в отношении студентов, претендующих на бюджетные места. Кроме того, получение Сертификата УШОС предполагает предъявление равных требований в плане трудоемкости ко всем студентам, независимо от того, в каком головном (базовом) вузе они проходши включенное обучение.

Если же некоторые вузы будут присваивать Сертификат УШОС всего за одну прослушанную дисциплину, а другие станут требовать прохождения полного семестрового курса, то сама идея введения единого сертификата обесценится, поскольку будет неясно, какой именно объем и уровень полученного образования он подтверждает.

Логика организации учебного процесса в совместной магистратуре УШОС требует, чтобы утверждение научного руководителя и закрепление темы магистерской диссертации, изучение обязательных дисциплин, предусмотренных национальным образо-вательным стандартом, и получение базовой языковой подготовки по русскому/китайскому языку предшествовали стажировке за границей. На освоение этих предметов предлагается отвести первый год обучения. После первой сессии уже можно будет говорить о том, сколько магистрантов вуз рекомендует для прохождения включенного обучения за рубежом в третьем семестре, и начинать готовить пакеты документов с учетом министерских квот, количества мест в общежитии принимающего вуза и прочих организационных вопросов, требующих тщательной проработки и отдельного бюджета.

Кроме того, для абитуриентов магистратуры УШОС, не владеющих в должной степени соответствующими иностранными языками, предлагается открыть специализированные Региональные центры языковой подготовки по казахскому, киргизскому, китайскому, русскому, таджикскому языкам (т.е., фактически, подготовительные языковые курсы), функционирующие на коммерческой основе. Таким образом, это позволит набирать в магистратуру абитуриентов, уже готовых проходить включенное обучение за рубежом на соответствующем иностранном языке, не выделяя дополнительных средств из бюджета УШОС на достижение требуемого уровня языковой подготовки студентов.

В каких единицах следует записывать трудоемкость прослушанных в принимающем вузе курсов в сертификат Университета ШОС (академические часы, кредиты ECTS/UCTS, национальные кредиты)?

Поскольку сопоставление национальных кредитных систем и основных единиц измерения трудоемкости выявило существенные расхождения между странами-членами ШОС (так, в Казахстане общая трудоемкость магистерской программы составляет 46-47 кредитов, в Китае - 30-36 кредитов, а в России, Кыргызстане и Таджикистане - 120 кредитов, при этом трудоемкость одного кредита колеблется в пределах 30-45 академических часов), выработать единую систему измерения трудоемкости, действующую в рамках Университета ШОС, не представляется возможным. Вместе с тем, очевидно, что Сертификат УШОС должен легко узнаваться представителями академического сообщества в странах-членах ШОС и свободно конвертироваться в международном образовательном пространстве, что требует его единообразного заполнения.

Спасибо за внимание!

Назад

При любом использовании материалов сайта АКТИВНАЯ ГИПЕРССЫЛКА ОБЯЗАТЕЛЬНА
Все материалы защищены законом об авторском праве
HTML-код ссылки:
<a href="">ПРЕЗЕНТАЦИЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ГОЛОВНЫХ (БАЗОВЫХ) ВУЗОВ УШОС ОТ КАЗАХСТАНА НУРСЕИТОВОЙ М.А., ЗАМЕСТИТЕЛЯ ДИРЕКТОРА УЧЕБНОГО ЦЕНТРА УШОС КАЗНУ ИМЕНИ АЛЬ-ФАРАБИ</a>
Поиск
Расширенный поиск


Важное
Ссылки
FAQ
Новое
Интерактивная карта образовательных организаций (учреждений), проводящих государственное тестирование по русскому языку как иностранному

Интерактивная карта образовательных учреждений Российской Федерации, осуществляющих довузовскую подготовку иностранных граждан на бюджетной основе

Федеральный портал "Российское образование"

ЕДИНОЕ ОКНО
доступа к образовательным ресурсам
Библиотека учебных ресурсов


© 2006-2013 Министерство образования и науки Российской Федерации
При использовании материалов сайта ссылка на «Российское образование для иностранных граждан» и уведомление администратора обязательны
Федеральная информационно-аналитическая система "Российское образование для иностранных граждан" зарегистрирована в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл N ФС 77 - 48613 от 16 февраля 2012 года