gerb ministry
Russian
Русский
English
English
French
Français
Spanish
Español
German
Deutsch
Italian
Italiano
Portuguese
Português
український
Україн
Kazakh
Қазақша
Chinese
中文
Arabic
ﺔﻴﺑﺮﻌﻟا
Mongolian
Mонгол
Vietnamese
Tiếng Việt
Moldavian
Moldov
Romanian
Română
Türkçe
Türkçe
Главная страница О проекте Карта портала Полезные ссылки Авторизация
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 25 26
27 28 29 30












Portal - Asociación Latinoamericano Rusia - Oferta Universitaria de las Americas y el Mundo, Rusas, estudios en rusia, universidades rusas, idioma ruso
Ruski studenti SCG
Фонд Русский мир

Интернационализация российской системы высшего профессионального образования: проблемы и перспективы (Тезисы выступления заместителя руководителя Рособразования А.В. Рождественского)

Версия для печати

Тезисы выступления заместителя руководителя Рособразования А.В. Рождественского
на совещании-семинаре проректоров
по международной деятельности
высших учебных заведений Российской Федерации
(19 ноября 2009 г., Государственный университет управления)

"ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:
                            ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ"

Уважаемые участники совещания!

Прежде всего, разрешите  приветствовать всех вас - проректоров по международным связям и работников международных подразделений российских высших учебных заведений, а также представителей заинтересованных министерств, ведомств и организаций, откликнувшихся на  приглашение Федерального агентства по образованию принять участие  в   нашем очередном   ежегодном совещании, которое мы впервые проводим в Государственном университете управления.

Вопросы, которые сегодня вынесены на повестку дня представляется целесообразным  рассматривать с точки зрения происходящих в современный период в международном образовательном сообществе  процессов интернационализации образования и, в частности,  российского высшего профессионального образования.  Вместе с тем, основное внимание, конечно же, необходимо традиционно уделить нашей основной теме: участию высших учебных заведений в экспорте образовательных услуг, где главная  роль отводится подготовке национальных кадров для зарубежных стран.  В связи с этим представляется, чтобы на совещании состоялся  деловой разговор о проблемах и достижениях в сфере подготовки специалистов для зарубежных стран, произошел обмен опытом, который бы пригодился в высшим учебным заведениям в этой сфере международного сотрудничества.

Интернационализация высшего образования -  это процесс интеграции международного и межкультурного аспектов в цели и способы предоставления высшего образования.

В понятие интернационализации в сфере высшего профессионального образования специалисты включают два аспекта: первый - внутренняя интернационализация  подразумевает создание такой культуры и климата внутри вуза, которые продвигают и поддерживают международное и межкультурное взаимопонимание. При этом реализация всех программ, проектов, исследований  содержит международное измерение. Например, соответствует международным стандартам, включает зарубежные  наработки, реализуется совместно с иностранными партнерами.

Второй аспект -  внешняя интернационализация. Это процесс трансграничного предоставления образовательных продуктов и услуг в зарубежные страны посредством различных образовательных технологий и через различные  административные соглашения.

Полагаю, что среди  глобальных целей интернационализации высшего образования, сегодняшнему собранию необходимо  сосредоточить свое внимание на тех, которые предусматривают поддержку студенческой и академической мобильности, путем предоставления стипендий и реализации программ академических обменов, а также программ, направленных на создание институционального партнерства в сфере высшего образования.

Вместе с тем, одна из  глобальных целей  интернационализации высшего образования предусматривает получение дохода. В ее рамках образовательные услуги предлагаются на полностью платной основе без предоставления  государственных субсидий. Иностранные студенты дают возможность привлечения дополнительных источников финансирования и, тем самым, стимулируют университеты реализовывать предпринимательскую стратегию на международном образовательном рынке. Я думаю, что в последующих выступлениях докладчиков эта тема будет более подробно представлена к обсуждению нашей аудиторией.

Рассматривая интернационализацию как динамичный процесс можно говорить о моделях реализации этого процесса, которые могут осуществляться как поэтапно, так и  одновременно с тем, чтобы  способствовать в том числе коммерциализации результатов участия в этом процессе за счет экспорта образовательных услуг, создания спроса на новые продукты вуза (образовательные и научные), создание франшиз образовательных услуг, совместных предприятий, стратегических альянсов, создание структур по продвижению коммерциализации.

Важным фактором интернационализации высшего образования является язык, на котором ведется обучение. В настоящее время возможность получения высшего профессионального образования на  английском языке наиболее привлекательна для иностранных студентов. Учитывая это, ряд европейских стран, такие,  как Германия, Финляндия, Швеция, Нидерланды, Дания, стали практиковать учебные программы на английском языке. 

Думаю, что для нас является очень важным то, что   прошедший год, год глобального кризиса,  продемонстрировал, тем не менее, стабильность государственной поддержки международного сотрудничества  в сфере образования. Доказательством этому явилось выделение достаточных бюджетных средств на реализацию в 2009 году большого числа мероприятий международного сотрудничества в сфере образования в рамках  федеральных целевых программ, в частности,  по развитию образования и русскому языку.

Сейчас подготовку иностранных граждан в Российской Федерации осуществляют  707 государственных и муниципальных высших учебных заведений (в том числе: 305 - подведомственных Федеральному агентству по образованию) и 165 негосударственных вузов.

Напомню, что 25 августа 2008 года Правительство Российской Федерации приняло постановление N 638 " О сотрудничестве с зарубежными странами в области образования". Данным постановлением увеличено до 10  тысяч количество ежегодных стипендий для приема на обучение  в российские образовательные учреждения за счет средств федерального бюджета иностранных граждан и соотечественников за рубежом. Важно также то, что этим документом впервые разрешено осуществлять подготовку иностранцев в российских техникумах и колледжах, а также выплачивать иностранным обучающимся государственную стипендию в течение всего периода обучения, вне зависимости от успеваемости. Организационные мероприятия, связанные с реализацией Постановления, поручены Федеральному агентству по образованию.

Во исполнение  постановления Правительства Российской Федерации, о котором я только что сказал, для обеспечения приема в 2009 году на обучение иностранных граждан и соотечественников, проживающих за рубежом,  в российские образовательные учреждения Рособразованием реализованы следующие мероприятия:

- согласован  с МИД России и принят к выполнению на 2009 год План приема иностранных граждан и соотечественников на обучение в России за счет средств федерального бюджета в рамках установленных квот. Новым при формировании Плана явилось то, что благодаря изданию постановления, были учтены потребности иностранных государств и объединений соотечественников за рубежом в увеличении предоставляемых Российской Федерацией стипендий  на обучение за счет средств федерального бюджета.

- одновременно с процессом проработки и согласования проекта Плана были приняты меры по выявлению потребностей государств СНГ   и Балтии (кроме Минобрнауки Грузии) и объединений соотечественников за рубежом в специальностях подготовки и перечне необходимых образовательных учреждений. На основе анализа полученных заявок Рособразование сформировало задания в страны по подбору кандидатов, в которых были максимально учтены пожелания партнеров   не только по специальностям подготовки, но и по географии принимающих российских высших учебных заведений. В частности, в соответствии с рекомендациями Российских посольств в Латвии, Литве и Эстонии кандидатам из государств Балтии были предоставлены места для учебы в вузах Калининграда и Санкт-Петербурга.

Как я уже говорил выше, впервые в текущем году появилась возможность удовлетворить заявки национальных министерств образования и объединений соотечественников на подготовку специалистов в российских образовательных учреждениях среднего профессионального образования для восьми государств СНГ (Азербайджан, Грузия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина), а также Крыма и Приднестровья.

Общее число стипендий, предоставленных в 2009 году,  увеличено на 2147 и составило в целом 8942, в том числе:

для 16 государств ближнего зарубежья, включая СНГ и Балтию, выделено  4475 государственных стипендий, что  на 1675 больше, чем в 2008 году;

для 145 государств дальнего зарубежья количество предоставляемых стипендий в 2009 году составило 4467 и  увеличено по сравнению с 2008 годом на 472.

В  рамках имеющихся рекомендаций и поручений увеличены квоты следующим государствам для приема граждан и соотечественников:

в СНГ: Азербайджану, Грузии (соотечественникам), Казахстану, Киргизии, Таджикистану, Туркменистану, Узбекистану, Украине, а также Крыму и Приднестровью;

в Африке: Кении, Кот-Дивуару, Сомали, Чаду;

в Азии: Вьетнаму, Китаю, Монголии, Непалу, Турции, Шри-Ланке;

в Латинской Америке:   Венесуэле, Колумбии, Кубе,  Никарагуа;

а также  Приднестровью и Крыму.

Список стран, которым предоставлены стипендии, дополнен в текущем году  пятью  новыми государствами:  Абхазия,  Южная Осетия, Малави, Сан-Томе и Принсипи, Белиз. 

При  распределении стипендий учтены заявки Россотрудничества, других  заинтересованных российских и международных организаций и объединений, например, таких как: Международный координационный совет иностранных выпускников высших учебных заведений "Инкорвуз", Российское общество солидарности и сотрудничества с народами Азии и Африки, Организация стран Сообщества развития Юга Африки, Ассоциация стран Юго-Восточной Азии, Ассоциация по связям с соотечественниками за рубежом "Родина", Ассоциация иностранных студентов в России.

Документы абитуриентов рассматривались Приемной комиссией Рособразования с участием представителей заинтересованных ведомств, ведущих вузов и общественных организаций.

В текущем году по результатам рассмотрения рекомендованных зарубежными партнерами кандидатов Приемная комиссия вынесла положительные решения о приеме на обучение за счет средств федерального бюджета 7138  иностранных граждан, в том числе 914 чел. - в аспирантуру. Остальным зарубежным кандидатам отказано в приеме по различным показателям.

Отличительной чертой стало также то, что прием иностранных граждан в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования на 2009/2010 учебный год, был регламентирован новым "Порядком", утвержденный приказом Минобрнауки России от 26 мая 2009 года N 179.   Должен отметить работу Минобрнауки России, прежде всего,  по  его  своевременному изданию и по тому, что новый "Порядок" позволил решить  проблему Единого государственного экзамена для поступающих на учебу иностранцев. В связи с тем, что сейчас осуществляется подготовка нового варианта документа, представляется целесообразным использовать возможности нашего совещания для выработки предложений по его совершенствованию.

2009  год характеризует международное образовательное сотрудничество рядом положительных моментов. В их  числе я отметил бы, хорошую работу вузов в связи с  Годом русского языка в Китае. В рамках этого события  успешно проведено более 200 крупных мероприятий в десятках провинций и  городов Китайской Народной Республики. Китайские партнеры особо подчеркивают высокий уровень реализации программы отдыха и реабилитации в России второй группы китайских школьников из зоны землетрясения, которая была обеспечена усилиями Федерального агентства по образования и подведомственными вузами.

В настоящее время Федеральное агентство по образованию предоставляет услуги, связанные с организацией  приема  на обучение в российские вузы иностранных граждан за счет средств федерального бюджета (так называемых "государственных стипендиатов"), во взаимодействии как с подведомственными высшими учебными заведениями, так и с вузами отраслевых  министерств и ведомств. Пользуясь случаем, я  хотел бы отметить плодотворное сотрудничество Рособразования по вопросам  приема на учебу в Россию граждан зарубежных стран и соотечественников, в первую очередь, с  высшими учебными заведениями Минздравсоцразвития, Минкультуры России,  Минсельхоза России, Минспорттуризма, Минтранса и ряда других ведомств.

Привлечению иностранной молодежи к обучению в российских вузах способствуют также и организационно-рекламные мероприятия высших учебных заведений, выставки-ярмарки образовательных услуг отечественной высшей школы, которые  были проведены в 2009 году в Венесуэле, Иордании, Китае, Словении, Таджикистане.

Для российских вузов участие в выставочных мероприятиях  становится одним из обязательных атрибутов международной деятельности. На наш взгляд, это является правильным, так как  положительным результатом проведения таких  выставок является увеличение в вузах  контингента обучающихся иностранцев.

К этому следует добавить и участие  высших учебных заведений во встречах со своими  иностранными выпускниками. Подобные мероприятия, как правило, всегда широко освещаются национальными средствами массовой информации и способствуют росту интереса общественности к России, тем возможностям, которые она предоставляет для желающих получить у нас образование.

В этом году была продолжена работа по  координации и повышению эффективности деятельности центров и факультетов довузовской подготовки российских вузов, поскольку уровень базовой (школьной) подготовки многих иностранных абитуриентов, особенно из стран дальнего зарубежья, до сих пор остается  достаточно низким. Вместе с тем, на повестке дня стоит вопрос, поддержанный Государственной Думой и руководством Минобрнауки России, о внесении изменений и дополнений в федеральные законы по этой форме обучения. В этой связи Рособразование рассчитывает на необходимую помощь высших учебных заведений в  целях выработки оптимальных решений.  

Анализ действующих нормативных документов, определяющих те или иные действия вузов при реализации экспорта образовательных услуг, свидетельствует о том, что в этом направлении требуется постоянная работа по приведению законодательной базы в соответствие с требованиями и реалиями мирового рынка образовательных услуг, с учетом современных инноваций в глобальной образовательной среде. В дополнение к тому, что я говорил о необходимости обеспечения новых подходов к нормативно-правовой базе, регламентирующей порядок приема иностранных граждан на обучение и их довузовскую подготовку, добавлю, что  нам предстоит очень большая работа по подготовке предложений в международные договоры Российской Федерации о создании и функционировании за рубежом филиалов российских вузов и совместных российско-национальных образовательных учреждений. Кроме того, отмечу, что коллегия Минобрнауки России на своем заседании от 12 ноября 2008 года поручила обеспечить в 2009 году разработку проекта Концепции государственной политики в области экспорта российских образовательных услуг для последующего утверждения в установленном порядке.    В нашей с вами сфере профессиональной деятельности такой стратегический документ представляется крайне необходимым.  Полагаю, что о работе над ним  вас проинформируют в ходе совещания-семинара.

Понятно, что без должного информационного обеспечения или сопровождения экспорта образовательных услуг невозможно достичь высокого уровня работы в этой сфере. В этом отношении хотел бы отметить полезное взаимодействие с вузами и учреждениями, которое способствует информационно-справочному обеспечению российского экспорта образовательных услуг и благодаря которому  на веб-сайтах Минобрнауки России и Рособразования сформирована и постоянно обновляется база данных на русском и иностранных языках о возможностях получения образования в России.  Вместе с тем, не могу не отметить активную деятельность в этой сфере  непосредственно высших учебных заведений,  которые размещают в сети Интернет  материалы, представляющие интерес, для зарубежного пользователя

Тем не менее, наряду с имеющимся в вузах мощным интеллектуальным потенциалом, существует, естественно, комплекс проблем, препятствующих развитию международного сотрудничества в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран.

Наиболее серьезной из них является проблема обеспечения безопасности иностранных студентов, которая не только отрицательно влияет на международный авторитет российской системы образования, но и на имидж страны в целом. К сожалению, эпизоды криминальной хроники становятся уже привычными, рядовыми. В подавляющем большинстве случаев они остаются безнаказанными. Однако каждый такой факт сопровождается серией громких публикаций за рубежом, и это, разумеется, не повышает привлекательности российской системы образования в глазах ее потенциальных клиентов из-за границы. Реакцией на избиения и убийства становятся массовые отказы студентов продолжать учебу в России.

Представляется целесообразным, чтобы местные органы исполнительной власти и правоохранительные органы городов, где обучаются иностранные студенты, обратили бы самое серьезное внимание на обеспечение их безопасности. Вузам мы также рекомендовали бы вести на местах активную профилактическую работу в молодежной среде по предупреждению проявлений насилия, национализма, расизма и ксенофобии.

В связи с серьезностью ситуации высшим учебным заведениям, необходимо, помимо усиления работы по обеспечению мер безопасности на своей территории, включать в учебный процесс так называемые "программы ориентации", как это делается в развитых государствах мира, с целью ознакомления  прибывших из других стран  студентов с обычаями и традициями страны пребывания, правилами поведения за пределами учебного заведения. В решении этой проблемы необходимо также повысить роль межведомственного совета по делам иностранных граждан, созданного при Минобрнауки России.                 

Позволю себе остановиться еще на одной важной проблеме. Речь идет о приеме иностранных граждан на обучение по открытым аналогам закрытых специальностей. Одна из главных задач, которая ставится перед  подведомственными образовательными учреждениями высшего профессионального образования при осуществлении ими мероприятий  внешнеэкономической деятельности - это соблюдение законодательства в области экспортного контроля.

Помимо основополагающих документов, регламентирующих деятельность   в этой сфере, изданы и издаются соответствующие ведомственные распорядительные и  нормативные документы.

Минобрнауки России, в целях совершенствования системы экспортного контроля  по обучению иностранцев, включил в  утвержденный приказом Минобрнауки России от 26 мая 2009 г. N 179 Порядок приема иностранных граждан в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования на 2009/2010 учебный год  пункт, устанавливающий, что прием иностранных граждан на обучение по открытым аналогам закрытых специальностей допускается только с разрешения федерального органа исполнительной власти, на который возложены функции учредителя, которое дается на основании положительного решения координационного органа, создаваемого Федеральным агентством по образованию. Во исполнение этой рекомендации приказом Рособразования от 24 июля 2009 года создана Комиссия по координации приема иностранных граждан на обучение в образовательные учреждения по открытым наименованиям закрытых специальностей.

Уважаемые коллеги! Подводя итоги сделанного и оценивая современное состояние российского экспорта образовательных услуг, следует отметить, что мы уже можем говорить о сложившейся  системе первоочередных  мероприятий в этой сфере, где наряду с федеральными органами исполнительной власти в области образования большая роль отводится непосредственно  высшим учебным заведениям Российской Федерации и их международным подразделениям.

Завершая свое выступление, хотел бы еще раз отметить, что российские высшие учебные заведения в настоящее время активно развивают свою внешнеэкономическую деятельность по различным направлениям. Но главным из них на сегодняшний день остается подготовка национальных кадров для зарубежных стран.

В тесном взаимодействии с федеральными и региональными органами исполнительной власти в области образования высшие учебные заведения России  вносят существенный вклад в развитие экспорта российского образования. 

Успехов вам в выполнении этой задачи!

Благодарю за внимание!

При любом использовании материалов сайта АКТИВНАЯ ГИПЕРССЫЛКА ОБЯЗАТЕЛЬНА
Все материалы защищены законом об авторском праве
HTML-код ссылки:
<a href="">Интернационализация российской системы высшего профессионального образования: проблемы и перспективы (Тезисы выступления заместителя руководителя Рособразования А.В. Рождественского)</a>
Поиск
Расширенный поиск


Важное
Ссылки
FAQ
Новое
Интерактивная карта образовательных организаций (учреждений), проводящих государственное тестирование по русскому языку как иностранному

Интерактивная карта образовательных учреждений Российской Федерации, осуществляющих довузовскую подготовку иностранных граждан на бюджетной основе

Федеральный портал "Российское образование"

ЕДИНОЕ ОКНО
доступа к образовательным ресурсам
Библиотека учебных ресурсов


© 2006-2013 Министерство образования и науки Российской Федерации
При использовании материалов сайта ссылка на «Российское образование для иностранных граждан» и уведомление администратора обязательны
Федеральная информационно-аналитическая система "Российское образование для иностранных граждан" зарегистрирована в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл N ФС 77 - 48613 от 16 февраля 2012 года