gerb ministry
Russian
Русский
English
English
French
Français
Spanish
Español
German
Deutsch
Italian
Italiano
Portuguese
Português
український
Україн
Kazakh
Қазақша
Chinese
中文
Arabic
ﺔﻴﺑﺮﻌﻟا
Mongolian
Mонгол
Vietnamese
Tiếng Việt
Moldavian
Moldov
Romanian
Română
Türkçe
Türkçe
Главная страница О проекте Карта портала Полезные ссылки Авторизация
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 29 30












Portal - Asociación Latinoamericano Rusia - Oferta Universitaria de las Americas y el Mundo, Rusas, estudios en rusia, universidades rusas, idioma ruso
Ruski studenti SCG
Фонд Русский мир

Экспорт образовательных услуг: состояние, перспективы и стратегии

Версия для печати

Тезисы выступления директора Центра международного образования МГУ имени М.В.Ломоносова Н.И. Зверева
на совещании-семинаре проректоров
по международной деятельности
высших учебных заведений Российской Федерации
(19 ноября 2009 г., Государственный университет управления)

"Экспорт образовательных услуг: состояние, перспективы и стратегии"

Н.И.Зверев, Н.В.Пелихов

В настоящей работе обобщены исследования и опыт Центра международного образования МГУ имени М.В.Ломоносова, а также материалы 17-ти ежегодных Всероссийских школ-семинаров "Интеграция университетов России в мировое образовательное и научное пространство с учетом региональных особенностей".

С конца 40-х годов ХХ века ведущие мировые державы начали рассматривать подготовку специалистов для зарубежных стран как один из наиболее экономичных и эффективных инструментов реализации своей внешней политики. В начале 50-х к борьбе на этом, тогда идеологическом, фронте подключился СССР. В 1954 году в МГУ была создана первая в стране организационная структура, специализирующаяся на обучении иностранных граждан, - подготовительный факультет для иностранных граждан. В дальнейшем по его образу и подобию в СССР была создана мощная система предвузовской подготовки иностранных граждан, насчитывавшая к концу 80-х около 60 таких факультетов. Это позволило значительно расширить "русскоязычную базу" отечественного образования и по численности иностранных учащихся уверенно выйти на второе место, а по динамике роста численности опередить и США.

Также к концу 80-х прошлого века идеологические интересы уступили свое лидирующие место финансовым. Сформировался мировой рынок образовательных услуг, финансовые показатели которого исчислялись миллиардами долларов в год, а общемировая численность иностранных студентов достигла 1 млн. человек. В конкурентную борьбу на этом рынке включились и российские университеты. С этой целью в МГУ подготовительный факультет был реорганизован в Центр международного образования, перед которым наряду с подготовкой к обучению на русском языке была поставлена задача продвижения образовательных услуг Московского университета на мировой рынок. Несмотря на известные трудности 90-х и утрату лидирующих позиций, усилия МГУ и других российских вузов позволили сохранить за Россией статус страны-экспортера образовательных услуг.

Первое десятилетие ХХI века охарактеризовалось бурным развитием международной академической мобильности (в ее обобщенном понимании). По данным экспертов ОЭСР численность иностранных учащихся составляла в 2001 г. - 1,65, а в 2002 г. - 1,79 миллиона человек. При этом прогнозировалось, что этот показатель к 2010 г. достигнет 3 млн., а к 2025 г. - 8 млн. Действительность превзошла прогнозы. По данным Института статистики ЮНЕСКО уже в 2006 г. численность обучающихся за рубежом достигла 2,9 млн. При этом доля США с более одной трети в 2001 г. уменьшилась до одной пятой.

Последние статистические данные, опубликованные Институтом международного образования (США), говорят о том, что в США преодолен спад численности иностранных учащихся 2002-2006 годов и возобновился рост. В 2007-2008 учебном году этот показатель составил 623805 человек, затраты на обучение которых составили 21,618 млрд. долларов США. Из них плата за обучение - 10,639, расходы на проживание 10,979. Часть этих затрат - 6,488 млрд. - была покрыта из внутренних источников США. Таким образом, иностранными учащимися была ввезена и потрачена сумма более чем 15 млрд. долларов США.

Понимая всю важность и перспективность обучения иностранных граждан, многие страны мира бросились в погоню за США. Наиболее активным, если не агрессивным, игроком мирового рынка в последнее десятилетие является Австралия. Благодаря эффективной политической, законотворческой, финансовой и организационной правительственной поддержке, образовательным учреждениям этой страны удалось привлечь на обучение в 2008 г., как следует из официальных австралийских статистических данных, 543898 иностранных учащихся при более чем семнадцатипроцентном ежегодном приросте численности.

Традиционные страны-экспортеры образовательных услуг, такие как Великобритания, Франция и Германия, разработали собственные государственные программы по привлечению иностранных учащихся и приступили к их реализации с перспективой доведения в ближайшем десятилетии численности обучающихся иностранцев до 800000.

Активно начали действовать на мировом рынке образовательных услуг и новые игроки. Это относится к таким странам, как Китай, Япония, Новая Зеландия, Сингапур, численность обучающихся иностранцев, в которых в настоящее время сравнима с этим показателем в России или превосходит его.

Существуют 3 группы приоритетов, в рамках которых ведущие страны-экспортеры образовательных услуг осуществляют свою деятельность.

1. Геополитические (стратегические) приоритеты:

а) повышение международного влияния через подготовку интеллектуальной элиты будущих лидеров зарубежных стран;

б) повышение международного влияния через распространение культуры и языка;

в) подготовка благоприятной почвы для решения экономических вопросов (кадровое обеспечение экспортных проектов, предрасположенность выпускников к использованию техники, товаров из страны обучения).


2. Научно-образовательные приоритеты:

а) привлечение талантливой молодежи из других стран, расширение студенческого генофонда как питательной среды для развития науки и образования;

б) обмен передовым опытом в области науки и образования через выпускников и путем межвузовского обмена студентами и преподавателями;

в) компенсация недостатка исполнителей научных работ ("утечки мозгов").


3. Материально-финансовые приоритеты:

а) обеспечение работой преподавателей учебных заведений;

б) повышение уровня внебюджетных доходов учебных заведений;

в) повышение уровня косвенных доходов (проживание, питание, транспорт, связь).


Для эффективной реализации каждого из указанных приоритетов на современном этапе необходима целенаправленная скоординированная программная деятельность как на уровне ведущих университетов, так и на национальном уровне. При этом реализация различных подходов требует принципиально разных стратегий и действий.

В основе мировой индустрии XXI века лежит глобализация экономической деятельности. В условиях постиндустриального перехода к "рассредоточенному" производству возникает мощнейший запрос на стандартизацию производственной деятельности и унификацию подготовки кадров для единой мировой экономики, то есть речь идет о формировании общемировых образовательных сетей и мировых потоков студентов. Кроме того, интернационализация в сфере образования является отражением универсального характера образовательной и научно-исследовательской деятельности высшей школы и является важным составным фактором интернационализации мировых политических и экономических процессов. Без опыта ежедневного взаимодействия российских учащихся с иностранными в процессе обучения и общения невозможно подготовить конкурентоспособных специалистов для международного и российского рынка труда в условиях глобализации мировой экономики. Вместе с тем, степень вовлеченности каждого конкретного университета в процесс подготовки высококвалифицированных зарубежных специалистов является важным рейтинговым показателем уровня данного университета в мировом образовательном пространстве. Ведущим российским университетам, как и системе образования в целом, необходимо предпринимать решительные меры в этом направлении.

В противном случае национальная система высшей школы РФ рискует оказаться на периферии мирового рынка образовательных услуг, аккумулируя в РФ самые дешевые и массовые сегменты профессионального образования. Все относительно ценные и мобильные элементы образования (обеспеченные студенты, способные студенты и аспиранты, успешные практики и преподаватели) будут вымываться из российской высшей школы.

В условиях жесточайшей конкуренции среди ведущих стран-экспортеров на мировом рынке образовательных услуг, когда ведущие университеты мира стремятся увеличить долю иностранных учащихся до 15% (некоторые до 30%), Россия рискует превратиться из когда-то крупнейшего экспортера образовательных услуг в импортера.

Российская Федерация обладает реальным потенциалом, позволяющим ей занимать достойное место в мировом образовательном сообществе. Определяющее значение здесь имеют высокий уровень и качество российского образования; широкий спектр предоставляемых образовательных услуг; сохранившийся интеллектуальный ресурс; высокий, но вместе с тем не полностью реализуемый потенциал образовательных учреждений. В интересах России - эффективное использование своего образовательного потенциала, являющегося одним из весьма значимых экспортных ресурсов нашей страны.

Московский университет как флагман российского образования может стать инициатором и лидером политики восстановления утраченных позиций РФ на международном рынке образовательных услуг. В МГУ имеются все возможности, чтобы возглавить процесс возвращения РФ в число стран-лидеров экспорта образовательных услуг. Усилия одного из структурных подразделений МГУ - Центра международного образования - по активизации работы на мировом рынке за последнее время принесли следующие результаты. Численность иностранных учащихся ЦМО возросла до 1392 человек за год. Из них предуниверситетская подготовка на русском языке - более 500 человек и около 900 человек - это участники международной академической мобильности - студенты 72 известных университетов стран мира, приехавшие на период обучения от одного месяца до одного учебного года. Эти показатели подтверждают наличие интереса среди молодежи мира как к русскому языку, так и к получению высококачественного образования на русском языке.

Одним из актуальнейших вопросов настоящего времени все же остается вопрос о выборе стратегии экспорта образовательных услуг России. На сегодняшний день обозначилось несколько подходов к решению поставленной задачи. Одни авторы предполагают ограничиться самостоятельной активностью университетов с определенным набором поддерживающих механизмов и мероприятий со стороны государства. Путь, который сопровождал нас многие последние годы. Результат его реализации сегодня хорошо известен. Другие - предлагают рассматривать экспорт образовательных услуг как один из многих элементов интернационализации российских вузов, т.е. как отраслевую программу более низкого уровня значимости. Третьи - настаивают на построении четко выраженной активной экспортной политики, выдвигающей на первый план геополитические и экономические интересы России. Этот вариант наиболее перспективен, но требует привлечения значительных государственных ресурсов. Можно спорить или соглашаться с представителями разных подходов, но можно и попробовать самостоятельно поразмыслить на основе предлагаемого ниже несложного алгоритма. Мы предлагаем тем, кого заинтересует данная дискуссия самостоятельно заполнить прилагаемую таблицу и сопоставить с тем фактическим выбором, который будет сделан при принятии программы экспорта российских образовательных услуг.

 

Авторы:
Н.И.Зверев,
директор Центра международного образования МГУ имени М.В.Ломоносова

Н.В.Пелихов,
проректор по внешним связям и развитию Югорского государственного университета


При любом использовании материалов сайта АКТИВНАЯ ГИПЕРССЫЛКА ОБЯЗАТЕЛЬНА
Все материалы защищены законом об авторском праве
HTML-код ссылки:
<a href="">Экспорт образовательных услуг: состояние, перспективы и стратегии</a>
Поиск
Расширенный поиск


Важное
Ссылки
FAQ
Новое
Интерактивная карта образовательных организаций (учреждений), проводящих государственное тестирование по русскому языку как иностранному

Интерактивная карта образовательных учреждений Российской Федерации, осуществляющих довузовскую подготовку иностранных граждан на бюджетной основе

Федеральный портал "Российское образование"

ЕДИНОЕ ОКНО
доступа к образовательным ресурсам
Библиотека учебных ресурсов


© 2006-2013 Министерство образования и науки Российской Федерации
При использовании материалов сайта ссылка на «Российское образование для иностранных граждан» и уведомление администратора обязательны
Федеральная информационно-аналитическая система "Российское образование для иностранных граждан" зарегистрирована в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл N ФС 77 - 48613 от 16 февраля 2012 года