gerb ministry
Russian
Русский
English
English
French
Français
Spanish
Español
German
Deutsch
Italian
Italiano
Portuguese
Português
український
Україн
Kazakh
Қазақша
Chinese
中文
Arabic
ﺔﻴﺑﺮﻌﻟا
Mongolian
Mонгол
Vietnamese
Tiếng Việt
Moldavian
Moldov
Romanian
Română
Türkçe
Türkçe
Главная страница О проекте Карта портала Полезные ссылки Авторизация
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25
27 28 29 30 31












Portal - Asociación Latinoamericano Rusia - Oferta Universitaria de las Americas y el Mundo, Rusas, estudios en rusia, universidades rusas, idioma ruso
Ruski studenti SCG
Фонд Русский мир

Роль российских университетов в подготовке кадров здравоохранения для развивающихся стран

Роль российских университетов в подготовке кадров здравоохранения для развивающихся стран

Егоров В.А., Коропченко А.А., Маркарян А.А.
Министерство здравоохранения и социального развития
Российской Федерации,
ИППК МГУ им. М.В.Ломоносова,
ФГУ "Консультативно-методический центр лицензирования" Росздравнадзора

Глобальное развитие мировой экономики требует все более интенсивного вовлечения имеющихся в наличии природных и человеческих ресурсов. Ведущие страны мира используют знания в качестве важнейшего фактора развития, переходят в стадию формирования общества знаний. Для России этот фактор имеет жизненно важное значение, а разразившийся финансовый кризис еще больше подчеркнул слабости национальной экономики с ее сырьевой направленностью.  Движение вперед возможно только при открытости государства, его привлекательности для иностранных граждан. Одна из главных ролей в этом процессе принадлежит университетам. Количество иностранных студентов является одним из критерием оценки того или иного вуза в мировой табели о рангах. Вполне обоснованно американские университеты держат здесь пальму первенства. Так, в рейтинге Шанхайского университета первые три места занимают Гарвард, Стэнфорд, Калифорния-Беркли; в первой сотне больше половины составляют университеты США, второе место за университетами Великобритании, третье место по численности делят университеты Германии и Японии; лучший российский университет - МГУ им. М.В.Ломоносова - занимает только 76 место и является единственным представителем России в первой сотне [1]. Важным показателем в этом рейтинге является доля иностранных студентов. Так, в Колумбийском университете в Нью-Йорке количество иностранных студентов составляет более 21% от общего числа студентов, в Гарварде - около 20%, в  университете Калифорния-Беркли - около 16%, в Бостонском университете - более 14%. Можно спорить об объективности как этого рейтинга, так и других, ему подобных, о правильности выбора показателей, но в любом случае мы вынуждены признать, что российские университеты проигрывают в борьбе за будущих студентов в условиях наступившей глобализации.

В то же время потенциал российских вузов достаточно высокий, а само российское образование по-прежнему является востребованным. Например, в 2005/2006 учебных годах в российских высших учебных заведениях обучалось 86875 иностранных граждан [2]. Около 40% из них составляют выходцы из стран Азии, Ближнего Востока и Северной Африки. При этом почти 20% иностранцев получают медицинское и фармацевтическое образование. Эти цифры могли бы быть значительно большими при условии решения ряда проблем, главной из которых является проблема признания квалификаций. Особенно остро она стоит именно в здравоохранении.

В настоящий момент структура образовательного процесса в сфере здравоохранения в Российской Федерации и зарубежных странах имеет целый ряд принципиальных отличий. Прежде всего, большая часть стран, использующих англо-саксонскую модель (США, Великобритания, Канада, ряд государств Африки и Азии), при подготовке медицинских и фармацевтических кадров придерживаются двух основных критериев: поэтапности и непрерывности. На начальном уровне будущие специалисты проходят подготовку по естественно-научным дисциплинам в течение не менее двухлетнего срока; затем следуют ступень бакалавра в области медицины, после чего лучшие выпускники бакалавриата допускаются к вступительным испытаниям на программы подготовки магистров. Наивысшим этапом в данной модели обучения является степень доктора философии, присуждаемая по окончании докторантуры и успешной защиты научно-исследовательской работы. Процесс формирования высококвалифицированного медицинского работника продолжается на протяжении всей его жизни через систему повышения квалификации.

В то же время в Российской Федерации предпочтение отдается дифференцированной системе подготовки специалиста. Моноуровневый подход формирует за 6 лет врачей по специальности "лечебное дело", за 5 лет - врачей-стоматологов, провизоров, врачей по специальностям "медико-профилактическое дело" и "педиатрия", за 4 года - менеджеров в здравоохранении. Допуск к профессиональной деятельности осуществляется после окончания интернатуры и/или клинической ординатуры.

Такой же моноуровневый подход используется, например, в Германии с ее сложившимися традициями на протяжении нескольких столетий и всемирно известными медицинскими школами.

Таким образом, представляется целесообразным говорить не о преимуществах той или иной модели, а о всесторонне взвешенной оценке полученного образования в одной стране для последующего использования для академических или профессиональных целей в других.

Российские эксперты в области сравнительного образования постоянно сталкиваются с проблемами признания медицинских и фармацевтических квалификаций, некоторые из них могут быть решены силами университетского сообщества, а некоторые требуют изменения соответствующих нормативно-правовых норм. С аналогичными проблемами сталкиваются и выпускники российских вузов при возвращении в свои страны, когда признание их квалификаций занимает очень длительное время и зачастую сопряжено с огромными трудностями.

Тем не менее, многие проблемы решаются достаточно быстро при активном сотрудничестве образовательных учреждений разных стран и позитивном отношении регулирующих органов. Примером в этом отношении может служить Европейский Союз, где разработаны специальные директивы, определяющие процесс подготовки медицинских и фармацевтических кадров. В соответствии с ними выпускники университетов, использующих разные модели подготовки, при выполнении определенных требований получают допуск к профессиональной деятельности на территории любого государства - участника Евросоюза. Этот факт наглядно говорит о том, что различия в подготовке медицинских и фармацевтических кадров в разных странах не являются столь существенными, чтобы говорить о невозможности признания того или иного образования. Более продуктивным и прогрессивным, с нашей точки зрения, является принцип максимального учета полученного ранее образования и поиск взаимоприемлемых решений.

Проведенный авторами сравнительный анализ подготовки специалистов в Российской Федерации по специальности "Лечебное дело" и бакалавров медицины MBBS по специальности "Медицина" в Республике Индии показывает, в частности, что при согласованном подходе вполне реально решить проблему допуска бакалавров медицины Индии и других стран СААРК (Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии, объединяющая 8 стран региона - Афганистан, Бангладеш, Бутан, Индия, Мальдивы, Непал, Пакистан, Шри Ланка) к послевузовскому профессиональному образованию по отдельным специальностям.

В Российской Федерации подготовка осуществляется на базе государственного образовательного стандарта, аналогом которого в Республике Индии служат требования Медицинского Совета Индии. В соответствии с этими требованиями подготовка бакалавров MBBS осуществляется в течение 4 с половиной лет тремя циклами по 18 месяцев каждый. После окончания каждого цикла сдается интегрированный экзамен по пройденным дисциплинам. По завершении всей программы обучения обязательным является прохождение годичной интернатуры, после окончания которой и выдается диплом бакалавра MBBS.

Уровень подготовки бакалавров медицины вполне обоснованно не соответствует уровню подготовки российских специалистов, но дает принципиальную возможность обучаться в ординатуре после прохождения годичного цикла для устранения имеющейся академической разницы в профессиональных дисциплинах. При этом возможны различные траектории: с получением российского диплома специалиста и без. Второй вариант целесообразен в том случае, если иностранный специалист не предполагает профессиональной деятельности на территории России. То, что такая программа будет востребована, не вызывает никаких сомнений.    

Внедрение данного цикла в образовательный процесс российских медицинских вузов позволит устранить ряд трудностей и при осуществлении допуска иностранных специалистов к профессиональной деятельности на территории Российской Федерации. Только в этом случае необходимо будет выполнить все квалификационные требования для получения диплома специалиста.

Еще одним значительным ресурсом для привлечения в российские вузы граждан развивающихся государств является решение проблемы статуса подготовительных факультетов. Например, в последние годы большой интерес к обучению в России проявляют граждане Малайзии, где допуск в университеты возможен либо после получения полного среднего образования, либо после получения среднего общего образования и окончания подготовительного отделения университета. Во втором случае невозможен допуск в российские вузы, но можно спокойно поступать в вузы Австралии и других стран. Несмотря на то, что при этом общая длительность обучения составляет 12 лет, такое образование в Российской Федерации не признается эквивалентным полному среднему, хотя в то же время таковым считается 10-летнее образование граждан Армении, Туркмении или Монголии. Австралия здесь упомянута как страна, превратившаяся за последние годы в одного из лидеров на мировом рынке образовательных услуг, хотя каких-то двадцать лет назад занимала место где-то в середине. Россия за это же время в значительной степени утратила свои позиции, со 2-го места во времена Советского Союза опустившись на 8-е к настоящему времени.

На состоявшейся недавно встрече экспертов в рамках Всемирной организации здравоохранения еще раз обращено внимание на проблемы подготовки медицинских и фармацевтических кадров для развивающихся стран [3]. Несомненно, в решении этой важнейшей для мирового сообщества задачи свой существенный вклад могут и должны внести российские университеты.  Все предпосылки для этого существуют. Осталось только внимательно оценить свой ресурсный потенциал и более активно продвигать свои услуги, одновременно устраняя накопившиеся противоречия.


Источник: Официальный сайт конференции. Публикуется с согласия автора




1. www.lenta.ru/news/2007/08/15/ranking

2. Экспорт образовательных услуг: Статистический сборник/ Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: ЦСП, 2007 - 256 с. стр.35-36

3. Стратегия развития кадровых ресурсов здравоохранения в Европейском регионе ВОЗ . - Европейский региональный комитет, 59-я сессия. Копенгаген, 14-17 сентября 2009 г. - www.euro.who.int

При любом использовании материалов сайта АКТИВНАЯ ГИПЕРССЫЛКА ОБЯЗАТЕЛЬНА
Все материалы защищены законом об авторском праве
HTML-код ссылки:
<a href="">Роль российских университетов в подготовке кадров здравоохранения для развивающихся стран</a>
Поиск
Расширенный поиск



Важное
Ссылки
FAQ
Новое
Интерактивная карта образовательных организаций (учреждений), проводящих государственное тестирование по русскому языку как иностранному

Интерактивная карта образовательных учреждений Российской Федерации, осуществляющих довузовскую подготовку иностранных граждан на бюджетной основе

Федеральный портал "Российское образование"

ЕДИНОЕ ОКНО
доступа к образовательным ресурсам
Библиотека учебных ресурсов


© 2006-2013 Министерство образования и науки Российской Федерации
При использовании материалов сайта ссылка на «Российское образование для иностранных граждан» и уведомление администратора обязательны
Федеральная информационно-аналитическая система "Российское образование для иностранных граждан" зарегистрирована в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл N ФС 77 - 48613 от 16 февраля 2012 года