gerb ministry
Russian
Русский
English
English
French
Français
Spanish
Español
German
Deutsch
Italian
Italiano
Portuguese
Português
український
Україн
Kazakh
Қазақша
Chinese
中文
Arabic
ﺔﻴﺑﺮﻌﻟا
Mongolian
Mонгол
Vietnamese
Tiếng Việt
Moldavian
Moldov
Romanian
Română
Türkçe
Türkçe
Главная страница О проекте Карта портала Полезные ссылки Авторизация
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30












Portal - Asociación Latinoamericano Rusia - Oferta Universitaria de las Americas y el Mundo, Rusas, estudios en rusia, universidades rusas, idioma ruso
Ruski studenti SCG
Фонд Русский мир

Хорев Михаил Борисович: Тезисы к выступлению на совещании-семинаре

Тезисы к выступлению на совещании-семинаре Минобразования России на тему:
"Стратегия развития международной деятельности российских высших учебных
заведений на современном этапе"
(22 ноября 2011 года)



В первую очередь позвольте приветствовать присутствующих на данном семинаре руководителей Министерства образования и науки Российской Федерации, других министерств и ведомств, ведущих высших учебных заведений нашей страны, представителей научно-педагогической общественности.

Обсуждаемые сегодня вопросы международной деятельности вузов имеют, по нашему мнению, огромное значение не только для заинтересованных организаций, профессоров и преподавателей, но и для всего российского общества, для судеб нашей страны в стремительно меняющемся современном мире.

18 декабря Президент Российской Федерации Д.А.Медведев утвердил Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества. Концепция призвана оптимизировать и систематизировать работу заинтересованных российских министерств и ведомств с целью активизации сотрудничества с российской и зарубежной культурной общественностью, обеспечению интересов соотечественников, проживающих за рубежом.

Новые вызовы начала XXI века и масштабные задачи в сфере международных отношений в условиях глобализации придают культурно- гуманитарным и образовательным связям России возрастающую значимость. Это, в первую очередь, связано с утверждением в мире многополярности. Все более очевидно, что глобальная конкуренция приобретает в том числе культурно- цивилизационное измерение. Между основными игроками на международной арене усиливается борьба за научное, культурное и образовательное влияние, причем в нее широко вовлекаются появляющиеся в мире новые центры сил. Глобализация влечет за собой не только взаимопроникновение и взаимообогащение национальных культур, но и нередко ставит под угрозу культурную самобытность стран и народов.

Не будем скрывать, что перед лицом угрозы серьезнейшего межцивилизационного разлома, наметившегося кризиса мультикультурного развития коллективные усилия по налаживанию образовательного диалога приобретают особое значение. Возрастает потенциал культуры и образования как эффективного инструмента сглаживания разногласий между государствами.

Умелое же использование в международных отношениях так называемой "мягкой силы", основанной на традиционных гуманитарных ценностях, образовательном, культурном и интеллектуальном потенциале сейчас зачастую намного эффективнее любых других форм и методов продвижения своих интересов в мире.

Данное направление внешнеполитической деятельности в современных условиях требует инновационных подходов. Стратегия и тактика в сфере международного образовательного сотрудничества, как мы считаем, должна способствовать решению задачи модернизации страны, выдвижения ее на передовые рубеж и науки и техники, производства.

В последнее время характер международного культурно-гуманитарною сотрудничества претерпел серьезные изменения. Культура и образование все в большей степени становятся своеобразным товаром, и многие государства стремятся сделать максимально возможное для его продвижения на мировой рынок, причем соперничество в данной сфере заметно обостряется.

Образование давно уже стало весомым фактором экономического развития. На решение соответствующих задач государство должно нацеливать значительные материальные и финансовые ресурсы, активно поддерживать конкурентоспособность отраслей отечественной культуры и бороться за рынки сбыта продукции культурной сферы.

В условиях глобализации и с учетом усиливающихся попыток расколоть мир по цивилизационному признаку всестороннее и эффективное задействование образовательного потенциала Российской Федерации в состоянии способствовать формированию объективного и благоприятного образа нашей страны на мировой арене. Эффективные действия на данном направлении отвечают интересам увеличения числа друзей России, противодействия проведению новых разделительных линий, нейтрализации антироссийских настроений политико- идеологического происхождения.

Из вышесказанного очевидно, что на нынешнем переломном -этапе мирового развития и, в особенности, в контексте усилий по активному противодействию пропагандистским кампаниям под лозунгом "сдерживания" России все большее значение приобретает культурная, в том числе "образовательная" дипломатия. Используя специфические формы и методы воздействия на общественное мнение, образовательная дипломатия как никакой другой инструмент "мягкой силы" способна работать на укрепление международного авторитета страны, служить убедительным свидетельством возрождения Российской Федерации в качестве свободного и демократического государства.

Образование является одним из важнейших конкуретных преимуществ России. Конкурентоспособность российской системы образования может быть достигнута на основе реализации эффективной стратегии экспорта образовательных услуг, который для многих стран является прибыльной отраслью экономики, важным направлением политики и показателем социального и культурного развития.

На развитие инновационных программ, интеграцию науки и образования, повышения качества обучения меры но созданию федеральных университетов и поддержке исследовательских университетов в России инвестируются значительные ресурсы, в том числе в рамках Федеральной целевой программы развития образования, инновационных образовательных программ российских вузов.

Вместе с тем, следует отметить, что в настоящее время российские вузы пока не занимают ведущих мест в международных рейтингах лучших университетов. Это, очевидно, связано в том числе и тем, что основные факторы, определяющие выбор иностранными учащимися страны и университета для обучения включают распространенность языка обучения, авторитет страны, репутацию вузов, стоимость программ и проживания, гибкость программ и сопоставимость квалификационных требований, географические, торговые и исторические связи между странами, активную государственную политику по продвижению национальных институтов образования в глобальном пространстве и меры по поддержке, в том числе социально-экономической, иностранных учащихся.

Россия выполняет обязательства по содействию международному развитию и выделяет значительные средства на обучение студентов из разных стран.
Прием на обучение в российских высших учебных заведениях иностранных граждан и соотечественников осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 638 "О сотрудничестве с зарубежными странами в области образования".

МИД России участвует в поддержке развития экспорта российских образовательных услуг-, запрашивает российские загранучреждения на предмет оценки состояния дел в сфере экспорта российских образовательных услуг и вносит предложений по совершенствованию работы на этом направлении в Минобрнауки России, а также в свою очередь согласовывает, подготовленный Минобрнауки России, проект Плана по приему иностранных граждан и соотечественников, проживающих за рубежом, на обучение в федеральные государственные образовательные учреждения профессионального образования за счет средств федерального бюджета, исходя из общей квоты 10 тыс. человек (определено в вышеупомянутом постановлении Правительства Российской Федерации).

В 2010/2011 учебном году для лиц указанной категории (т.е. для обучения иностранных граждан за счет средств государственного бюджета Российской Федерации) было представлено 8062 места, из них предусмотрена квота для 2437 соотечественников из стран ближнего зарубежья.

Во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 г. N ВВ-П8-7403 Минобрнауки России совместно с МИД России, начиная с 201 1 года, осуществляет реализацию проекта "Предоставление ведущим российским университетам преимущественного права на прием проживающих за рубежом иностранных граждан и соотечественников в пределах квоты, определенной постановлением Правительства Российской Федерации". В этой связи МИД России дал указания посольствам Российской Федерации довести до сведения национальных органов управления образованием в странах пребывания перечень российских вузов, участвующих в реализации проекта, и оказать их представителям содействие по отбору на обучение иностранных граждан.

Помощь высшим учебным заведениям в этом вопросе будут оказывать такие российские общественные организации, как МКС "Инкорвуз", ФГУ "Интеробразование", Ассоциация "Родина", Ассоциация иностранных студентов России, Общество солидарности и сотрудничества народов Азии и Африки.
МИД России продолжает работу по расширению гуманитарного присутствия России в мире через развитие существующей в рамках МИД системы Розарубежцентра, сети его представительств и российских центров науки и культуры за рубежом, разрабатывает меры но повышению эффективности их деятельности и выходу ее на качественно новый уровень, сопоставимый с ведущими западными центрами.

В рамках программ по поддержке соотечественников Россия обучает граждан из стран ближнего и дальнего зарубежья. Сотрудничество стран СНГ в образовательной сфере развивается и крепнет. Год от года возрастает количество принимаемых на учебу в российские вузы студентов из стран Содружества.

Магистральной тенденцией здесь является формирование единого образовательного пространства СНГ, как это предусмотрено в подписанном в Москве еще в 1997 году соглашении на этот счет. Немаловажные шаги в этом направлении за прошедшие годы сделаны совместными усилиями государств - участников СНГ. Так, удалось сформировать достаточно солидную договорно- правовую базу, регламентирующую взаимодействие государств СНГ в сфере общего, среднего специального и высшего образования, включая дистанционное обучение, распространение знаний и образование взрослых, признание и эквивалентность документов об образовании, повышение квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, информатизацию системы
образования.

Серьезными наработками и хорошим потенциалом для деятельности в этой сфере обладает Совет по сотрудничеству в области образования государств - участников СНГ, который не только готовил проекты многосторонних документов в области образования, но и анализирует ход их реализации, рассматривает вопросы состояния сотрудничества в области образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров, изучает и обобщает образовательные процессы на постсоветском пространстве, опыт государств - участников в этой сфере.

Хорошо зарекомендовал себя институт базовых организаций по подготовке специалистов для различных отраслей народного хозяйства, статус которых присваивается ведущим образовательным и научным учреждениям наших стран. Так, например, широко известный не только в России, но и за ее пределами Российский университет дружбы народов получил статус базовой организации Содружества в области информационного обеспечения образовательных систем государств -участников СНГ, а Московский государственный лингвистический университет - базовой организации по языкам и культуре стран СНГ.

Большие надежды мы возлагаем на активную деятельность Совета по гуманитарному сотрудничеству и Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ, которые с каждым годом набирают обороты и становятся инициаторами и непосредственными организаторами крупных многосторонних проектов и программ в гуманитарной сфере, в первую очередь в сфере образования. Важнейшими из них стали регулярно проводимые Форумы творческой и научной интеллигенции стран Содружества, по итогам которых принимаются рекомендации об углублении сотрудничества в различных областях гуманитарного блока, включая образование.
При любом использовании материалов сайта АКТИВНАЯ ГИПЕРССЫЛКА ОБЯЗАТЕЛЬНА
Все материалы защищены законом об авторском праве
HTML-код ссылки:
<a href="">Хорев Михаил Борисович: Тезисы к выступлению на совещании-семинаре</a>
Поиск
Расширенный поиск


Важное
Ссылки
FAQ
Новое
Интерактивная карта образовательных организаций (учреждений), проводящих государственное тестирование по русскому языку как иностранному

Интерактивная карта образовательных учреждений Российской Федерации, осуществляющих довузовскую подготовку иностранных граждан на бюджетной основе

Федеральный портал "Российское образование"

ЕДИНОЕ ОКНО
доступа к образовательным ресурсам
Библиотека учебных ресурсов


© 2006-2013 Министерство образования и науки Российской Федерации
При использовании материалов сайта ссылка на «Российское образование для иностранных граждан» и уведомление администратора обязательны
Федеральная информационно-аналитическая система "Российское образование для иностранных граждан" зарегистрирована в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл N ФС 77 - 48613 от 16 февраля 2012 года