gerb ministry
Russian
Русский
English
English
French
Français
Spanish
Español
German
Deutsch
Italian
Italiano
Portuguese
Português
український
Україн
Kazakh
Қазақша
Chinese
中文
Arabic
ﺔﻴﺑﺮﻌﻟا
Mongolian
Mонгол
Vietnamese
Tiếng Việt
Moldavian
Moldov
Romanian
Română
Türkçe
Türkçe
Главная страница О проекте Карта портала Полезные ссылки Авторизация
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25
27 28 29 30 31












Portal - Asociación Latinoamericano Rusia - Oferta Universitaria de las Americas y el Mundo, Rusas, estudios en rusia, universidades rusas, idioma ruso
Ruski studenti SCG
Фонд Русский мир

Гуманитарные университеты

В Табл. 9 приводится сводный рейтинг гуманитарных университетов по уровню развития ИКТ, а в Табл. 10-12 приводятся блочные рейтинги гуманитарных университетов.

Таблица 9. Сводный рейтинг гуманитарных вузов.
N ВУЗ Нормированная оценка
1 Государственный университет - Высшая школа экономики 100
2 Российская экономическая академия им. Г.В.Плеханова 91
3 Финансовая академия при Правительстве РФ 86
4-5 Владивостокский государственный университет экономики и сервиса 85
4-5 НОУ "Российский новый университет" (РосНОУ) 85
6 Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России 81
7 Международный университет природы, общества и человека "Дубна" 79
8 Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ) 76
9 НОУ ВПО "Академия маркетинга и социально-информационных технологий" (ИМСИТ) 75
10 Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса 74
11 Саратовский государственный социально-экономический университет (СГСЭУ) 71
12 Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена 68
13 Академия управления ТИСБИ 68
14 Академия народного хозяйства при Правительстве РФ 65
15-17 Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы 64
15-17 Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов 64
15-17 Новосибирский государственный университет экономики и управления - НИНХ 64
18 НОУ "Тольяттинекая академия управления" 63
19 Челябинский государственный педагогический университет 61
20 Королёвский институт управления, экономики и социологии (КИУЭС) 60
21 Московский городской психолого-педагогический университет 60
22 Глазовский государственный педагогический институт 58
23 Пензенский государственный педагогический университет 57


Таблица 10. Рейтинг гуманитарных вузов по Блоку "ИКТ-Подготовка".
N ВУЗ Нормированная оценка
1 Государственный университет - Высшая школа экономики 100
2 Финансовая академия при Правительстве РФ 76
3 НОУ "Российский новый университет" (РосНОУ) 74
4 Российская экономическая академия им. Г.В.Плеханова 73
5 Владивостокский государственный университет экономики и сервиса 71
6-7 НОУ ВПО "Академия маркетинга и социально-информационных технологий" (ИМСИТ) 66
6-7 Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена 66
8-9 Международный университет природы, общества и человека "Дубна" 64
8-9 Королёвский институт управления, экономики и социологии (КИУЭС) 64
10 Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ) 63
11 Челябинский государственный педагогический университет 62
12 Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса 61
13 Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы 60
14 Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов 55
15-16 Новосибирский государственный университет экономики и управления - НИНХ 54
15-16 Академия управления ТИСБИ 54
17-18 Академия народного хозяйства при Правительстве РФ 53
17-18 Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России 53
19 Саратовский государственный социально-экономический университет (СГСЭУ) 52
20 Глазовский государственный педагогический институт 49
21 Московский городской психолого-педагогический университет 48
22 Пензенский государственный педагогический университет 46
23 НОУ "Тольяттинекая академия управления" 41


Таблица 11. Рейтинг гуманитарных вузов по Блоку "ИКТ-Инфраструктура".
N ВУЗ Нормированная оценка
1 Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России 100
2 Российская экономическая академия им. Г.В.Плеханова 90
3 Финансовая академия при Правительстве РФ 86
4-5 Владивостокский государственный университет экономики и сервиса 80
4-5 Государственный университет - Высшая школа экономики 80
6 Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ) 78
7-10 НОУ ВПО "Академия маркетинга и социально-информационных технологий" (ИМСИТ) 76
7-10 Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена 76
7-10 НОУ "Российский новый университет" (РосНОУ) 76
7-10 Международный университет природы, общества и человека "Дубна" 76
11 Академия народного хозяйства при Правительстве РФ 75
12 Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса 74
13 НОУ "Тольяттинекая академия управления" 73
14-15 Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов 71
14-15 Академия управления ТИСБИ 71
16 Новосибирский государственный университет экономики и управления - НИНХ 69
17 Московский городской психолого-педагогический университет 67
18 Саратовский государственный социально-экономический университет (СГСЭУ) 66
19 Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы 65
20 Челябинский государственный педагогический университет 58
21 Королёвский институт управления, экономики и социологии (КИУЭС) 56
22 Глазовский государственный педагогический институт 52
23 Пензенский государственный педагогический университет 44


Таблица 12. Рейтинг гуманитарных вузов по Блоку "ИКТ-Ресурсы".
N ВУЗ Нормированная оценка
1-2 Российская экономическая академия им. Г.В.Плеханова 100
1-2 Государственный университет - Высшая школа экономики 100
3-4 Владивостокский государственный университет экономики и сервиса 91
3-4 НОУ "Российский новый университет" (РосНОУ) 91
5 Саратовский государственный социально-экономический университет (СГСЭУ) 89
6 Международный университет природы, общества и человека "Дубна" 86
7 Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России 82
8-10 Финансовая академия при Правительстве РФ 79
8-10 Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса 79
8-10 Пензенский государственный педагогический университет 79
11 Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ) 74
12-14 НОУ ВПО "Академия маркетинга и социально-информационных технологий" (ИМСИТ) 70
12-14 НОУ "Тольяттинская академия управления" 70
12-14 Академия управления ТИСБИ 70
15 Глазовский государственный педагогический институт 55
16-18 Академия народного хозяйства при Правительстве РФ 56
16-18 Новосибирский государственный университет экономики и управления - НИНХ 56
16-18 Московский городской психолого-педагогический университет 56
19-20 Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов 53
19-20 Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы 53
21 Челябинский государственный педагогический университет 47
22-23 Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена 44
22-23 Королёвский институт управления, экономики и социологии (КИУЭС) 44

Подтверждено ожидаемое первое место ГУ-ВШЭ в сводном рейтинге гуманитарных университетов. Далее с заметным разрывом следует РЭА им.Плеханова, занявшая третье место Финансовая академия совсем немного опережает следующих за ней Владивостокский госуниверситет экономики и сервиса (ВГУЭС) и негосударственный вуз Российский новый университет (РосНОУ). Низкое место в сводном рейтинге АНХ не должно смущать: в этом сильнейшем вузе организация первого высшего образования имеет незначительные масштабы, АНХ во многом специализируется на предоставлении образовательных услуг в сфере MBA и MPA, ведет заметную исследовательскую работу.

Рассмотрим "слагаемые" сводного рейтинга.

Блок "ИКТ-Подготовка". В этом Блоке трудно ожидать высоких оценок, так как большинство направлений подготовки ИКТ-специалистов (бакалавров, магистров, тем более аспирантов) сосредотачивается в технических (особенно специализированных в ИКТ) вузах и крупнейших классических университетах. Конечно, наиболее популярные гуманитарные направления подготовки, связанные с экономикой и управлением основываются все в большей степени на ИКТ, на широком спектре математических методов; движущей силой развития этих направлений стали новые технологии сбора, обработки, анализа и интерпретации всевозможных данных. К тому же и большинство гуманитарных направлений подготовки в настоящее время "замешиваются" на ИКТ-основе: достаточно упомянуть финансы-кредит-инвестиции, логистику, социологию, лингвистику, журналистику, историю и пр.

Итак, первое место в Блоке "ИКТ-Подготовка" занял ГУ-ВШЭ, осуществляющий подготовку бакалавров, магистров и даже аспирантов по направлению "Прикладная математика и информатика", а также по многим т.н. междисциплинарным направлениям подготовки, основанным на ИКТ. Причем ГУ-ВШЭ наиболее продвинут среди участников в реализации двухуровневой модели подготовки: шесть направлений "Б+М", к тому же по всем междисциплинарным направлениям открыты аспирантуры.

В ГУ-ВШЭ организованы такие предельно "информационно-технологизированные" кафедры как Управления информационными ресурсами предприятия, Моделирования и оптимизации бизнес-процессов, Инноваций и бизнеса в сфере информационных технологий, Проектирования и внедрения информационных систем, Стратегического управления информационными системами, Анализа данных и искусственного интеллекта, Управления разработкой программного обеспечения, Архитектуры программных систем, Управления наукой и инновациями. Долю обучающихся студентов (бакалавров, магистрантов, аспирантов) по ИКТ- направлениям ГУ-ВШЭ оценивает более чем в 70%, числом более 6.5 тыс. Высока численность и квалификация ППС, доля "ИКТ-преподавателей" составляет около 40% от общей численности более 1100. Присоединение к ГУ-ВШЭ Независимого математического института в качестве математического факультета позволяет задуматься о будущем переводе вуза из категории гуманитарных в категорию классических университетов, либо следует рассматривать отдельную категорию экономических вузов.

Второй лидер - ФинАкадемия не сильно уступает ГУ-ВШЭ по спектру ИКТ-направлений, но несколько проигрывает в абсолютной и относительной численностям ППС по ИКТ, а также по отношению численности студентов к численности ППС1. ФинАкадемия предлагает такие ИКТ-направления как Математические методы в экономике, Информационные системы бухгалтерского учета в коммерческих организациях" , "Информационные системы бухгалтерского учета в банках и других финансово-кредитных организациях", Информационные системы в экономике, Информационные системы в страховании, Информационные технологии финансового менеджмента, Информационно-аналитическое обеспечение экономической безопасности, Информационные технологии в экономике, "Информационные технологии в налогообложении", Информационные технологии в антикризисном управлении, Информационные технологии управления; магистратуру Экономическая информатика и информационные технологии в финансовой и банковской сфере; аспирантуру Математические и инструментальные методы экономики и др.

РосНОУ уделяет повышенное внимание подготовке по ИКТ-направлениям, поэтому его положение в лидирующей тройке небезосновательно; это один из немногих негосударственных университетов, развивающих не только такие высокоприбыльные направления как экономика, управление, юриспруденция, но и почти весь спектр ИКТ- направлений.

Это:

  • Бакалавриат - Прикладная информатика, Информатика и вычислительная техника, Информационные системы

  • Специалитет - Информационные системы (в технике и технологиях), Прикладная информатика (в экономике), Математическое обеспечение и администрирование информационных систем, Математические методы в экономике, Комплексная защита объектов информатизации, Комплексное обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем, Информационная безопасность телекоммуникационных систем, Защищенные системы связи

  • Аспирантура - Системный анализ, управление и обработка информацией (электроника; автоматика и связь; государственное и муниципальное управление), Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ, Телекоммуникационные системы и компьютерные сети, Теоретические основы информатики, Методы и системы защиты информации, информационная безопасность

  • Магистратура - Прикладная информатика, Информатика и вычислительная техника.

РЭА им.Плеханова совсем немного уступает РосНОУ в блоке "ИКТ-подготовка", предлагая такие направления как:

Прикладная информатика (в экономике) с интереснейшими специализациями Корпоративные информационные системы, "Когнитивная бизнес-аналитика".

Бакалавриат: Прикладная информатика (в экономике) и Прикладная информатика (в менеджменте).

Магистратура: Прикладная информатика (в экономике) и Прикладная информатика (в менеджменте).

Аспирантура: Математические и инструментальные методы экономики, Управление в социальных и экономических системах, Информационные системы и процессы.

При этом РЭА демонстрирует более устойчивые позиции по масштабам подготовки и показателям ППС. Так что преимущество РосНОУ перед старейшим экономическим вузом довольно спорно.

Радует высокое место Владивостокского госуниверитета экономики и сервиса (ВГУЭС), единственного Дальневосточного вуза принявшего самое активное участие в обследовании. Этот гуманитарный вуз кроме обычных направлений, связанных с информатикой, предлагает такие аспирантские направления как Системный анализ, управление и обработка информации (по отраслям), Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами (по отраслям), Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ.

Блок "ИКТ-Инфраструктура" демонстрирует неоспоримого лидера - МГИМО. Следующие за ним РЭА, ФА, ФГУЭС, ГУ-ВШЭ значительно проигрывают. В чем причина успеха МГИМО? Это, безусловно, полное проникновение ИКТ в организацию всех процессов вуза - учебного, исследовательского, управленческого. Обширнейшая компьютерная сеть с приведенным числом компьютеров около 1 на двух студентов, наличие собственного распределенного вычислительного центра.

Вузовский портал по обилию сервисов, разделов, контентным потокам может поспорить с самыми продвинутыми и высокотехнологичными порталами России и мира. Достаточно сказать, что в МГИМО действует единственное в России специализированное подразделение - Центр интернет-политики, которое развивает сайты, проводит внутренние курсы повышения квалификации, оказывает консалтинговые услуги на рынке, готовит аналитику для российских государственных органов, ведет собственные учебные программы, издает монографии и учебники.

Работа с лицензионным и открытым ПО также выше всех и всяческих похвал, уровень организации сопоставим с уровнем организации аналогичной работы в технических вузах. В рамках Инновационной образовательной программы ведется разработка и внедрение в вузе ряда программных продуктов с открытым исходным кодом: платформа создания сообществ Платоника, "информационный пакет для вуза" EduFOSS (на основе Joomla и Moodle), система оценки компетенций студентов и многое другое.

РЭА им.Плеханова также демонстрирует высокий уровень развития ИКТ- инфраструктуры, проигрывая в этом МГИМО, можно сказать, в драйве, скорее всего, по причине большего масштаба РЭА.

ФинАкадемия отличается наличием полифункциональной информационной системы , включающей информационные табло, медиатеки на всех территориях вуза, кафедральные информационные банки с перечнем и содержанием учебных дисциплин и дисциплин по выбору, читаемых преподавателями кафедр, с программами научных исследований. Кроме этого созданы и развиваются электронные учебно-методические комплексы для студентов всех программ заочной формы обучения; информационно-аналитический терминал Reuters для профессионального инвестора; "Электронная кафедра"; Подсистема "Абитуриент"; АСУ "Электронный деканат" и пр. Однако в ФинАкадемия отсутствует вычислительный центр; демонстрируя высокий уровень организации работ с лицензионным ПО, ФА не ведет работ с открытым ПО.

Высокий уровень развития ИКТ-инфраструктуры показывает, естественно, МЭСИ, наиболее продвинутый вуз в сфере предоставления услуг дистанционного образования, которые немыслимы без развитой ИКТ-инфраструктуры. Учебный процесс ВУЗа построен с использованием электронных образовательных технологий. Создан студенческий портал - Кампус МЭСИ, в котором студенты проходят свое обучение. Портал реализован на платформе Microsoft Share Point Portal Server и состоит из следующих компонент: 

LCMS learn eXact;

  • QuestionMark Perception;

  • Балльно-рейтинговая система;

  • Система мониторинга активности использования электронных учебных ресурсов МЭСИ (E-metrics);

  • Система web 2.0 инструментов (блоги, wiki, podcasting).

Используемые в процессе обучения курсы соответствуют следующим стандартам и спецификациям на электронный контент:

  • SCORM 1.3 (2004);

  • IMS Metadata;

  • IMS Content Packaging;

  • The Training Foundation.

В Блоке "ИКТ-Ресурсы" почти все ожидаемо: верхнюю строчку рейтинга разделили РЭА им.Плеханова и ГУ-ВШЭ. РЭА создает центры подготовки и сертификации специалистов для работы с программным обеспечением ведущих фирм: IBM, Oracle, Base Group, Sybase, Microsoft, IBS. Функционирует специализированная "Учебная корпорация" на факультете менеджмента. Действует лаборатория динамического моделирования социально- экономических процессов. В рамках инновационного гранта создан учебный научно-консалтинговый центр "Когнитивные технологии в управлении". Разработанный в РЭА комплекс программ "Система контроля образовательного процесса университета" награжден золотой медалью программы The Computerworld honors program (США). И множество других ИКТ-ресурсов, являющихся востребованным интеллектуальным продуктом РЭА.

Специалистами ГУ-ВШЭ в сотрудничестве с отечественными ИКТ-компаниями разработано множество информационных систем, в том числе:

  • АСАВ - Абитуриент-Студент-Аспирант-Выпускник, полное сопровождение жизненного цикла "клиента" в ВУЗе;

  • СДОУ - Система электронного документооборота на платформе Documentum 5;

  • АСПД - Система поддержки деятельности. Служба одного окна для приема, регистрации и обработки всех обращений пользователей в ДИТ (Service-desk);

  • ИС-ПРО - финансовая система, реализующая финансовый, управленческий и налоговый учет;

  • Босс-кадровик - система кадрового учета;

  • Система разработки учебных планов;

  • Система развертывания, администрирования, мониторинга и диагностики активного сетевого оборудования.

И многое другое.

В ГУ-ВШЭ действуют такие центры подготовки, как: Базовая кафедра 1С, Учебно- методический центр "Бухгалтерский учет и аудит", Международный центр подготовки кадров в области логистики, Институт по ресурсному обеспечению управления закупками и продажами для государственных нужд им. Соловьева, Высшая школа бизнес-информатики. В то же время в ГУ-ВШЭ отсутствует подразделение, ответственное за организацию работ с интеллектуальной собственностью, что снижает лидирующие позиции вуза.

ВГУЭС ведет активнейшую исследовательскую работу в сфере ИКТ. Например, в последние два года вуз принял непосредственное участие в следующих работах:

  • Разработка концепции и научно-методического обеспечения международного научно-образовательного комплекса по информатике и электронике (ФЦПРО 2006 -2008 г.)

  • Исследование теоретических основ формирования структур нанометрового масштаба с использованием процессов самоорганизации на поверхности кремния (Грант РФФИ 2006-2007 г.)

  • Исследование механизмов формирования, структуры и свойств упорядоченных наноструктур на поверхности кремния и германия (Грант РФФИ 2006 г.)

  • Разработка интегрированной информационной среды для поддержки новых образовательных технологий и принципов организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях регионов, в которых создаются межшкольные методические центры (ФЦПРО 2007 г.)

  • Разработка и апробация методики оценки инновационной и инвестиционной привлекательности вузов с учетом решения задач формирования общенациональных университетов и системообразующих вузов (ФЦПРО 2007 г.)

  • Развитие образовательных учреждений, ведущих заочную учебную работу со школьниками (Грант НФПК по проекту ИСО 2007 г.)

  • Создание цифровых образовательных ресурсов и сети доступа к знаниям для молодежи, проживающей в тихоокеанской зоне Дальнего Востока России (Грант Образовательного фонда АТЭС 2006 г.).

Это позволило вузу построить собственную систему управления вузовской информационной средой (Золотая медаль выставки УЧСИБ) и организовать ее внедрение в другие вузы региона.

В МГИМО существует не имеющий аналогов в России комплекс программ моделирования социально-политических процессов, включающий СМГ - систему моделирования голосований, СМС - систему моделирования ситуаций, адаптированную систему Медиалогия - позволяющую моделировать собственные информационные потоки, модуль геоэкономического моделирования, собственную платформу создания сообществ - Платоника. Кроме того, МГИМО является партнером компании Google по программе Google Apps for Edu.

Специалистами ФинАкадемии разработано программное обеспечение для создания "Электронного института", которое позволит интегрировать репозитарий учебных курсов, систему интернет-тестирования, систему интернет-коммуникаций ("студент- преподаватель", "студент-методист курса"), систему видеоконференций и предоставит удобный интерфейс преподавателю и студенту; другие системы

Достаточно неожиданно присутствие в верхних строчках рейтингов среди гуманитарных вузов Международного университета природы, общества и человека "Дубна". Наукоград Дубна, развивавшийся последние 50 лет вокруг одного из лидеров мировой науки ОИЯИ, становится инновационным центром Подмосковья: там создана особая экономическая зона, технопарк, создаются самые благоприятные условия для привлечения высокотехнологичного, наукоемкого бизнеса, что требует и организации подготовки квалифицированных кадров на самом высоком уровне. Университет "Дубна" полностью инкорпорирован в развивающуюся инфраструктуру высоких технологий, экономики знаний, поэтому не следует удивляться высоким уровням его показателей развития ИКТ. Дубна имеет хорошо развитую ИКТ-инфраструктуру: канал передачи данных на Москву пропускной способностью 2,5 Гбит/с и 1-гигабитный по городу, разведенный до любого квартала.

Первый опыт формирования рейтинга показывает, что необходимо ввести более тонкую классификацию гуманитарных университетов: для более адекватного оценивания следует ранжировать вузы в категориях "экономики и управления", "педагогические", "искусства", но для этого требуется обеспечение участия в обследовании всех вузов - победителей и участников конкурсов ИОП, а также всех или большинства существующих профильных вузов.

Источник: http://reitor.ru/
 

При любом использовании материалов сайта АКТИВНАЯ ГИПЕРССЫЛКА ОБЯЗАТЕЛЬНА
Все материалы защищены законом об авторском праве
HTML-код ссылки:
<a href="">Гуманитарные университеты</a>
Поиск
Расширенный поиск



Важное
Ссылки
FAQ
Новое
Интерактивная карта образовательных организаций (учреждений), проводящих государственное тестирование по русскому языку как иностранному

Интерактивная карта образовательных учреждений Российской Федерации, осуществляющих довузовскую подготовку иностранных граждан на бюджетной основе

Федеральный портал "Российское образование"

ЕДИНОЕ ОКНО
доступа к образовательным ресурсам
Библиотека учебных ресурсов


© 2006-2013 Министерство образования и науки Российской Федерации
При использовании материалов сайта ссылка на «Российское образование для иностранных граждан» и уведомление администратора обязательны
Федеральная информационно-аналитическая система "Российское образование для иностранных граждан" зарегистрирована в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл N ФС 77 - 48613 от 16 февраля 2012 года