|
Гуманитарные университеты
В Табл. 9 приводится сводный рейтинг гуманитарных университетов по уровню развития ИКТ, а в Табл. 10-12 приводятся блочные рейтинги гуманитарных университетов.
Таблица 9. Сводный рейтинг гуманитарных вузов.
N |
ВУЗ |
Нормированная оценка |
1 |
Государственный университет - Высшая школа экономики |
100 |
2 |
Российская экономическая академия им. Г.В.Плеханова |
91 |
3 |
Финансовая академия при Правительстве РФ |
86 |
4-5 |
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса |
85 |
4-5 |
НОУ "Российский новый университет" (РосНОУ) |
85 |
6 |
Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России |
81 |
7 |
Международный университет природы, общества и человека "Дубна" |
79 |
8 |
Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ) |
76 |
9 |
НОУ ВПО "Академия маркетинга и социально-информационных технологий" (ИМСИТ) |
75 |
10 |
Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса |
74 |
11 |
Саратовский государственный социально-экономический университет (СГСЭУ) |
71 |
12 |
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена |
68 |
13 |
Академия управления ТИСБИ |
68 |
14 |
Академия народного хозяйства при Правительстве РФ |
65 |
15-17 |
Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы |
64 |
15-17 |
Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов |
64 |
15-17 |
Новосибирский государственный университет экономики и управления - НИНХ |
64 |
18 |
НОУ "Тольяттинекая академия управления" |
63 |
19 |
Челябинский государственный педагогический университет |
61 |
20 |
Королёвский институт управления, экономики и социологии (КИУЭС) |
60 |
21 |
Московский городской психолого-педагогический университет |
60 |
22 |
Глазовский государственный педагогический институт |
58 |
23 |
Пензенский государственный педагогический университет |
57 |
Таблица 10. Рейтинг гуманитарных вузов по Блоку "ИКТ-Подготовка".
N |
ВУЗ |
Нормированная оценка |
1 |
Государственный университет - Высшая школа экономики |
100 |
2 |
Финансовая академия при Правительстве РФ |
76 |
3 |
НОУ "Российский новый университет" (РосНОУ) |
74 |
4 |
Российская экономическая академия им. Г.В.Плеханова |
73 |
5 |
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса |
71 |
6-7 |
НОУ ВПО "Академия маркетинга и социально-информационных технологий" (ИМСИТ) |
66 |
6-7 |
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена |
66 |
8-9 |
Международный университет природы, общества и человека "Дубна" |
64 |
8-9 |
Королёвский институт управления, экономики и социологии (КИУЭС) |
64 |
10 |
Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ) |
63 |
11 |
Челябинский государственный педагогический университет |
62 |
12 |
Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса |
61 |
13 |
Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы |
60 |
14 |
Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов |
55 |
15-16 |
Новосибирский государственный университет экономики и управления - НИНХ |
54 |
15-16 |
Академия управления ТИСБИ |
54 |
17-18 |
Академия народного хозяйства при Правительстве РФ |
53 |
17-18 |
Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России |
53 |
19 |
Саратовский государственный социально-экономический университет (СГСЭУ) |
52 |
20 |
Глазовский государственный педагогический институт |
49 |
21 |
Московский городской психолого-педагогический университет |
48 |
22 |
Пензенский государственный педагогический университет |
46 |
23 |
НОУ "Тольяттинекая академия управления" |
41 |
Таблица 11. Рейтинг гуманитарных вузов по Блоку "ИКТ-Инфраструктура".
N |
ВУЗ |
Нормированная оценка |
1 |
Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России |
100 |
2 |
Российская экономическая академия им. Г.В.Плеханова |
90 |
3 |
Финансовая академия при Правительстве РФ |
86 |
4-5 |
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса |
80 |
4-5 |
Государственный университет - Высшая школа экономики |
80 |
6 |
Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ) |
78 |
7-10 |
НОУ ВПО "Академия маркетинга и социально-информационных технологий" (ИМСИТ) |
76 |
7-10 |
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена |
76 |
7-10 |
НОУ "Российский новый университет" (РосНОУ) |
76 |
7-10 |
Международный университет природы, общества и человека "Дубна" |
76 |
11 |
Академия народного хозяйства при Правительстве РФ |
75 |
12 |
Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса |
74 |
13 |
НОУ "Тольяттинекая академия управления" |
73 |
14-15 |
Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов |
71 |
14-15 |
Академия управления ТИСБИ |
71 |
16 |
Новосибирский государственный университет экономики и управления - НИНХ |
69 |
17 |
Московский городской психолого-педагогический университет |
67 |
18 |
Саратовский государственный социально-экономический университет (СГСЭУ) |
66 |
19 |
Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы |
65 |
20 |
Челябинский государственный педагогический университет |
58 |
21 |
Королёвский институт управления, экономики и социологии (КИУЭС) |
56 |
22 |
Глазовский государственный педагогический институт |
52 |
23 |
Пензенский государственный педагогический университет |
44 |
Таблица 12. Рейтинг гуманитарных вузов по Блоку "ИКТ-Ресурсы".
N |
ВУЗ |
Нормированная оценка |
1-2 |
Российская экономическая академия им. Г.В.Плеханова |
100 |
1-2 |
Государственный университет - Высшая школа экономики |
100 |
3-4 |
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса |
91 |
3-4 |
НОУ "Российский новый университет" (РосНОУ) |
91 |
5 |
Саратовский государственный социально-экономический университет (СГСЭУ) |
89 |
6 |
Международный университет природы, общества и человека "Дубна" |
86 |
7 |
Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России |
82 |
8-10 |
Финансовая академия при Правительстве РФ |
79 |
8-10 |
Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса |
79 |
8-10 |
Пензенский государственный педагогический университет |
79 |
11 |
Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ) |
74 |
12-14 |
НОУ ВПО "Академия маркетинга и социально-информационных технологий" (ИМСИТ) |
70 |
12-14 |
НОУ "Тольяттинская академия управления" |
70 |
12-14 |
Академия управления ТИСБИ |
70 |
15 |
Глазовский государственный педагогический институт |
55 |
16-18 |
Академия народного хозяйства при Правительстве РФ |
56 |
16-18 |
Новосибирский государственный университет экономики и управления - НИНХ |
56 |
16-18 |
Московский городской психолого-педагогический университет |
56 |
19-20 |
Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов |
53 |
19-20 |
Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы |
53 |
21 |
Челябинский государственный педагогический университет |
47 |
22-23 |
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена |
44 |
22-23 |
Королёвский институт управления, экономики и социологии (КИУЭС) |
44 |
Подтверждено ожидаемое первое место ГУ-ВШЭ в сводном рейтинге гуманитарных университетов. Далее с заметным разрывом следует РЭА им.Плеханова, занявшая третье место Финансовая академия совсем немного опережает следующих за ней Владивостокский госуниверситет экономики и сервиса (ВГУЭС) и негосударственный вуз Российский новый университет (РосНОУ). Низкое место в сводном рейтинге АНХ не должно смущать: в этом сильнейшем вузе организация первого высшего образования имеет незначительные масштабы, АНХ во многом специализируется на предоставлении образовательных услуг в сфере MBA и MPA, ведет заметную исследовательскую работу.
Рассмотрим "слагаемые" сводного рейтинга.
Блок "ИКТ-Подготовка". В этом Блоке трудно ожидать высоких оценок, так как большинство направлений подготовки ИКТ-специалистов (бакалавров, магистров, тем более аспирантов) сосредотачивается в технических (особенно специализированных в ИКТ) вузах и крупнейших классических университетах. Конечно, наиболее популярные гуманитарные направления подготовки, связанные с экономикой и управлением основываются все в большей степени на ИКТ, на широком спектре математических методов; движущей силой развития этих направлений стали новые технологии сбора, обработки, анализа и интерпретации всевозможных данных. К тому же и большинство гуманитарных направлений подготовки в настоящее время "замешиваются" на ИКТ-основе: достаточно упомянуть финансы-кредит-инвестиции, логистику, социологию, лингвистику, журналистику, историю и пр.
Итак, первое место в Блоке "ИКТ-Подготовка" занял ГУ-ВШЭ, осуществляющий подготовку бакалавров, магистров и даже аспирантов по направлению "Прикладная математика и информатика", а также по многим т.н. междисциплинарным направлениям подготовки, основанным на ИКТ. Причем ГУ-ВШЭ наиболее продвинут среди участников в реализации двухуровневой модели подготовки: шесть направлений "Б+М", к тому же по всем междисциплинарным направлениям открыты аспирантуры.
В ГУ-ВШЭ организованы такие предельно "информационно-технологизированные" кафедры как Управления информационными ресурсами предприятия, Моделирования и оптимизации бизнес-процессов, Инноваций и бизнеса в сфере информационных технологий, Проектирования и внедрения информационных систем, Стратегического управления информационными системами, Анализа данных и искусственного интеллекта, Управления разработкой программного обеспечения, Архитектуры программных систем, Управления наукой и инновациями. Долю обучающихся студентов (бакалавров, магистрантов, аспирантов) по ИКТ- направлениям ГУ-ВШЭ оценивает более чем в 70%, числом более 6.5 тыс. Высока численность и квалификация ППС, доля "ИКТ-преподавателей" составляет около 40% от общей численности более 1100. Присоединение к ГУ-ВШЭ Независимого математического института в качестве математического факультета позволяет задуматься о будущем переводе вуза из категории гуманитарных в категорию классических университетов, либо следует рассматривать отдельную категорию экономических вузов.
Второй лидер - ФинАкадемия не сильно уступает ГУ-ВШЭ по спектру ИКТ-направлений, но несколько проигрывает в абсолютной и относительной численностям ППС по ИКТ, а также по отношению численности студентов к численности ППС1. ФинАкадемия предлагает такие ИКТ-направления как Математические методы в экономике, Информационные системы бухгалтерского учета в коммерческих организациях" , "Информационные системы бухгалтерского учета в банках и других финансово-кредитных организациях", Информационные системы в экономике, Информационные системы в страховании, Информационные технологии финансового менеджмента, Информационно-аналитическое обеспечение экономической безопасности, Информационные технологии в экономике, "Информационные технологии в налогообложении", Информационные технологии в антикризисном управлении, Информационные технологии управления; магистратуру Экономическая информатика и информационные технологии в финансовой и банковской сфере; аспирантуру Математические и инструментальные методы экономики и др.
РосНОУ уделяет повышенное внимание подготовке по ИКТ-направлениям, поэтому его положение в лидирующей тройке небезосновательно; это один из немногих негосударственных университетов, развивающих не только такие высокоприбыльные направления как экономика, управление, юриспруденция, но и почти весь спектр ИКТ- направлений.
Это:
-
Бакалавриат - Прикладная информатика, Информатика и вычислительная техника, Информационные системы
-
Специалитет - Информационные системы (в технике и технологиях), Прикладная информатика (в экономике), Математическое обеспечение и администрирование информационных систем, Математические методы в экономике, Комплексная защита объектов информатизации, Комплексное обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем, Информационная безопасность телекоммуникационных систем, Защищенные системы связи
-
Аспирантура - Системный анализ, управление и обработка информацией (электроника; автоматика и связь; государственное и муниципальное управление), Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ, Телекоммуникационные системы и компьютерные сети, Теоретические основы информатики, Методы и системы защиты информации, информационная безопасность
-
Магистратура - Прикладная информатика, Информатика и вычислительная техника.
РЭА им.Плеханова совсем немного уступает РосНОУ в блоке "ИКТ-подготовка", предлагая такие направления как:
Прикладная информатика (в экономике) с интереснейшими специализациями Корпоративные информационные системы, "Когнитивная бизнес-аналитика".
Бакалавриат: Прикладная информатика (в экономике) и Прикладная информатика (в менеджменте).
Магистратура: Прикладная информатика (в экономике) и Прикладная информатика (в менеджменте).
Аспирантура: Математические и инструментальные методы экономики, Управление в социальных и экономических системах, Информационные системы и процессы.
При этом РЭА демонстрирует более устойчивые позиции по масштабам подготовки и показателям ППС. Так что преимущество РосНОУ перед старейшим экономическим вузом довольно спорно.
Радует высокое место Владивостокского госуниверитета экономики и сервиса (ВГУЭС), единственного Дальневосточного вуза принявшего самое активное участие в обследовании. Этот гуманитарный вуз кроме обычных направлений, связанных с информатикой, предлагает такие аспирантские направления как Системный анализ, управление и обработка информации (по отраслям), Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами (по отраслям), Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ.
Блок "ИКТ-Инфраструктура" демонстрирует неоспоримого лидера - МГИМО. Следующие за ним РЭА, ФА, ФГУЭС, ГУ-ВШЭ значительно проигрывают. В чем причина успеха МГИМО? Это, безусловно, полное проникновение ИКТ в организацию всех процессов вуза - учебного, исследовательского, управленческого. Обширнейшая компьютерная сеть с приведенным числом компьютеров около 1 на двух студентов, наличие собственного распределенного вычислительного центра.
Вузовский портал по обилию сервисов, разделов, контентным потокам может поспорить с самыми продвинутыми и высокотехнологичными порталами России и мира. Достаточно сказать, что в МГИМО действует единственное в России специализированное подразделение - Центр интернет-политики, которое развивает сайты, проводит внутренние курсы повышения квалификации, оказывает консалтинговые услуги на рынке, готовит аналитику для российских государственных органов, ведет собственные учебные программы, издает монографии и учебники.
Работа с лицензионным и открытым ПО также выше всех и всяческих похвал, уровень организации сопоставим с уровнем организации аналогичной работы в технических вузах. В рамках Инновационной образовательной программы ведется разработка и внедрение в вузе ряда программных продуктов с открытым исходным кодом: платформа создания сообществ Платоника, "информационный пакет для вуза" EduFOSS (на основе Joomla и Moodle), система оценки компетенций студентов и многое другое.
РЭА им.Плеханова также демонстрирует высокий уровень развития ИКТ- инфраструктуры, проигрывая в этом МГИМО, можно сказать, в драйве, скорее всего, по причине большего масштаба РЭА.
ФинАкадемия отличается наличием полифункциональной информационной системы , включающей информационные табло, медиатеки на всех территориях вуза, кафедральные информационные банки с перечнем и содержанием учебных дисциплин и дисциплин по выбору, читаемых преподавателями кафедр, с программами научных исследований. Кроме этого созданы и развиваются электронные учебно-методические комплексы для студентов всех программ заочной формы обучения; информационно-аналитический терминал Reuters для профессионального инвестора; "Электронная кафедра"; Подсистема "Абитуриент"; АСУ "Электронный деканат" и пр. Однако в ФинАкадемия отсутствует вычислительный центр; демонстрируя высокий уровень организации работ с лицензионным ПО, ФА не ведет работ с открытым ПО.
Высокий уровень развития ИКТ-инфраструктуры показывает, естественно, МЭСИ, наиболее продвинутый вуз в сфере предоставления услуг дистанционного образования, которые немыслимы без развитой ИКТ-инфраструктуры. Учебный процесс ВУЗа построен с использованием электронных образовательных технологий. Создан студенческий портал - Кампус МЭСИ, в котором студенты проходят свое обучение. Портал реализован на платформе Microsoft Share Point Portal Server и состоит из следующих компонент:
LCMS learn eXact;
-
QuestionMark Perception;
-
Балльно-рейтинговая система;
-
Система мониторинга активности использования электронных учебных ресурсов МЭСИ (E-metrics);
-
Система web 2.0 инструментов (блоги, wiki, podcasting).
Используемые в процессе обучения курсы соответствуют следующим стандартам и спецификациям на электронный контент:
-
SCORM 1.3 (2004);
-
IMS Metadata;
-
IMS Content Packaging;
-
The Training Foundation.
В Блоке "ИКТ-Ресурсы" почти все ожидаемо: верхнюю строчку рейтинга разделили РЭА им.Плеханова и ГУ-ВШЭ. РЭА создает центры подготовки и сертификации специалистов для работы с программным обеспечением ведущих фирм: IBM, Oracle, Base Group, Sybase, Microsoft, IBS. Функционирует специализированная "Учебная корпорация" на факультете менеджмента. Действует лаборатория динамического моделирования социально- экономических процессов. В рамках инновационного гранта создан учебный научно-консалтинговый центр "Когнитивные технологии в управлении". Разработанный в РЭА комплекс программ "Система контроля образовательного процесса университета" награжден золотой медалью программы The Computerworld honors program (США). И множество других ИКТ-ресурсов, являющихся востребованным интеллектуальным продуктом РЭА.
Специалистами ГУ-ВШЭ в сотрудничестве с отечественными ИКТ-компаниями разработано множество информационных систем, в том числе:
-
АСАВ - Абитуриент-Студент-Аспирант-Выпускник, полное сопровождение жизненного цикла "клиента" в ВУЗе;
-
СДОУ - Система электронного документооборота на платформе Documentum 5;
-
АСПД - Система поддержки деятельности. Служба одного окна для приема, регистрации и обработки всех обращений пользователей в ДИТ (Service-desk);
-
ИС-ПРО - финансовая система, реализующая финансовый, управленческий и налоговый учет;
-
Босс-кадровик - система кадрового учета;
-
Система разработки учебных планов;
-
Система развертывания, администрирования, мониторинга и диагностики активного сетевого оборудования.
И многое другое.
В ГУ-ВШЭ действуют такие центры подготовки, как: Базовая кафедра 1С, Учебно- методический центр "Бухгалтерский учет и аудит", Международный центр подготовки кадров в области логистики, Институт по ресурсному обеспечению управления закупками и продажами для государственных нужд им. Соловьева, Высшая школа бизнес-информатики. В то же время в ГУ-ВШЭ отсутствует подразделение, ответственное за организацию работ с интеллектуальной собственностью, что снижает лидирующие позиции вуза.
ВГУЭС ведет активнейшую исследовательскую работу в сфере ИКТ. Например, в последние два года вуз принял непосредственное участие в следующих работах:
-
Разработка концепции и научно-методического обеспечения международного научно-образовательного комплекса по информатике и электронике (ФЦПРО 2006 -2008 г.)
-
Исследование теоретических основ формирования структур нанометрового масштаба с использованием процессов самоорганизации на поверхности кремния (Грант РФФИ 2006-2007 г.)
-
Исследование механизмов формирования, структуры и свойств упорядоченных наноструктур на поверхности кремния и германия (Грант РФФИ 2006 г.)
-
Разработка интегрированной информационной среды для поддержки новых образовательных технологий и принципов организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях регионов, в которых создаются межшкольные методические центры (ФЦПРО 2007 г.)
-
Разработка и апробация методики оценки инновационной и инвестиционной привлекательности вузов с учетом решения задач формирования общенациональных университетов и системообразующих вузов (ФЦПРО 2007 г.)
-
Развитие образовательных учреждений, ведущих заочную учебную работу со школьниками (Грант НФПК по проекту ИСО 2007 г.)
-
Создание цифровых образовательных ресурсов и сети доступа к знаниям для молодежи, проживающей в тихоокеанской зоне Дальнего Востока России (Грант Образовательного фонда АТЭС 2006 г.).
Это позволило вузу построить собственную систему управления вузовской информационной средой (Золотая медаль выставки УЧСИБ) и организовать ее внедрение в другие вузы региона.
В МГИМО существует не имеющий аналогов в России комплекс программ моделирования социально-политических процессов, включающий СМГ - систему моделирования голосований, СМС - систему моделирования ситуаций, адаптированную систему Медиалогия - позволяющую моделировать собственные информационные потоки, модуль геоэкономического моделирования, собственную платформу создания сообществ - Платоника. Кроме того, МГИМО является партнером компании Google по программе Google Apps for Edu.
Специалистами ФинАкадемии разработано программное обеспечение для создания "Электронного института", которое позволит интегрировать репозитарий учебных курсов, систему интернет-тестирования, систему интернет-коммуникаций ("студент- преподаватель", "студент-методист курса"), систему видеоконференций и предоставит удобный интерфейс преподавателю и студенту; другие системы
Достаточно неожиданно присутствие в верхних строчках рейтингов среди гуманитарных вузов Международного университета природы, общества и человека "Дубна". Наукоград Дубна, развивавшийся последние 50 лет вокруг одного из лидеров мировой науки ОИЯИ, становится инновационным центром Подмосковья: там создана особая экономическая зона, технопарк, создаются самые благоприятные условия для привлечения высокотехнологичного, наукоемкого бизнеса, что требует и организации подготовки квалифицированных кадров на самом высоком уровне. Университет "Дубна" полностью инкорпорирован в развивающуюся инфраструктуру высоких технологий, экономики знаний, поэтому не следует удивляться высоким уровням его показателей развития ИКТ. Дубна имеет хорошо развитую ИКТ-инфраструктуру: канал передачи данных на Москву пропускной способностью 2,5 Гбит/с и 1-гигабитный по городу, разведенный до любого квартала.
Первый опыт формирования рейтинга показывает, что необходимо ввести более тонкую классификацию гуманитарных университетов: для более адекватного оценивания следует ранжировать вузы в категориях "экономики и управления", "педагогические", "искусства", но для этого требуется обеспечение участия в обследовании всех вузов - победителей и участников конкурсов ИОП, а также всех или большинства существующих профильных вузов.
Источник: http://reitor.ru/
При любом использовании материалов сайта АКТИВНАЯ ГИПЕРССЫЛКА ОБЯЗАТЕЛЬНА
Все материалы защищены законом об авторском праве
HTML-код ссылки:
<a href=" ">Гуманитарные университеты</a>
|
|