|
Новые инструменты для новых результатов
В последнее десятилетие наряду с печатными учебными материалами с большим или меньшим успехом стали использовать электронные.
В настоящее время известно три основных типа ЭОР - текстографические, элементарные аудиовизуальные и мультимедийные.
Текстографические ресурсы - самые простые, это электронная форма текста с иллюстрациями. Значительное родство таких ЭОР с книгой породило термин "электронный учебник". Для общего и начального профессионального образования большого интереса не представляют, поскольку учащиеся обеспечены комплектами традиционных учебников. А при прочих равных книга всегда выигрывает.
Очевидно, что преимущества электронного текста проявляются на высших ступенях профобразования и в профессиональной деятельности, где характерна работа со многими информационными источниками и необходимо ориентироваться в последних достижениях науки, техники, производства.
Элементарный аудиовизуальный ресурс представляет собой простой компьютерный файл, содержащий фотографию, видеозапись, музыкальный фрагмент и т.д. Поскольку в данном случае дидактическая основа отсутствует, относить эти ресурсы к образовательным можно только опосредованно. Чаще всего они играют роль электронных наглядных пособий при работе преподавателя в аудитории, служат источниками аудиовизуальных иллюстраций для докладов и рефератов учащихся.
Мультимедийные ресурсы - самые мощные и интересные для образования. Но, чтобы не обмануться, стоит уточнить, что подразумевается под мультимедиа ЭОР.
Когда мы говорим о мультимедиа ЭОР, имеется в виду возможность одновременного воспроизведения на экране компьютера и в звуке согласованной совокупности текстовых и аудиовизуальных элементов, представляющих различными способами изучаемые объекты и процессы. Характерным свойством мультимедиа контента является интерактивность, причем варианты взаимодействия могут быть сколь угодно сложными. Заметим, что в текстографических ресурсах интерактив возможен только в простой ссылочной форме, а при использовании элементарного аудиовизуального ресурса говорить об интерактивности не приходится.
Понятно, что интерактивные мультимедиа ЭОР - наиболее сложные в изготовлении ресурсы, включают множество содержательных элементов и программный сценарий их интерактивного представления. При этом полностью справедливо известное положение: чем проще и понятнее программа выглядит снаружи, тем сложнее она устроена внутри.
Оставляя в стороне трудности производителей, сосредоточимся на проблемах, которые из-за сложности продукта возникают у пользователей. Таких проблем можно насчитать до четырех: две общие и две специфичные для образования.
Во-первых, до настоящего времени интерактивный мультимедиа контент издавался в основном на компакт-дисках. Распространение в интернете наталкивалось на технологические препятствия. Во-вторых, полностью отсутствовала хоть какая-нибудь унификация: каждый производитель использовал собственные программные решения, способы загрузки, пользовательские интерфейсы. В результате изучение методов работы с диском подчас требовало столько усердия и времени, что на содержание не оставалось терпения.
Широкое применение в образовании, в свою очередь, сдерживалось двумя факторами. Прежде всего, не совсем понятно, как компакт-диск встроить в учебный процесс. Для использования в самостоятельной учебной работе потребовалось бы обеспечить набором дисков каждого учащегося. Второй фактор - затянувшиеся ожидания реализации личностно-ориентированного обучения.
Тем не менее, преимущества и образовательные перспективы интерактивных мультимедиа ЭОР служат хорошим стимулом к устранению перечисленных недостатков. В Федеральном агентстве по образованию за последние годы были созданы электронные образовательные ресурсы нового поколения, объединившие достоинства интерактивного аудиовизуального контента с возможностями сетевого распространения и полноценного использования в образовательном процессе.
Решение проблемы создания сетевых ЭОР с интерактивным мультимедиа контентом потребовало разработки новой системной архитектуры, унификации структуры электронных образовательных продуктов и разработки единой программной среды функционирования. Совокупным результатом явилось создание открытой образовательной модульной мультимедиа системы (ОМС). Электронные образовательные ресурсы, разрабатываемые в среде ОМС, получили, благодаря своим преимуществам, наименование ЭОР нового поколения. Пожалуй, основной смысл такого определения заключается в том, что речь идет не об очередной итерации на пути развития электронных учебных материалов, "новое поколение" означает переход в другое качество, когда ЭОР становится полноценным инструментом образовательной деятельности.
Подробнее об электронных образовательных ресурсах
С примерами ЭОР нового поколения можно ознакомиться на сайте Республиканского мультимедиа центра
При любом использовании материалов сайта АКТИВНАЯ ГИПЕРССЫЛКА ОБЯЗАТЕЛЬНА
Все материалы защищены законом об авторском праве
HTML-код ссылки:
<a href=" ">Новые инструменты для новых результатов</a>
|
|