|
Оценка уровня доступности вузовской информации в период вступительной кампании
В период вступительной кампании резко повышается коммуникационная составляющая деятельности вузов, конкурирующих между собой за привлечение наиболее талантливых и/или платежеспособных абитуриентов.
Главным коммуникационным средством становится сайт вуза, либо вузовский портал, объединяющий сайты структурных подразделений университетов, вузовских сообществ, вплоть до сайтов отдельных преподавателей и студентов. В этой связи максимально полное открытие вузами своей информации, доступное ее представление, реализация политики информационной открытости приобретает важное значение. Создание позитивного образа вуза у потенциальных потребителей образовательных услуг должно начинаться с организации и планомерного развития коммуникаций с абитуриентами и их родителями.
НРА РейтОР на протяжении последних нескольких лет ведет активную работу по изучению различных аспектов деятельности вузов с целью доведения этой информации до всех заинтересованных сторон, в том числе и до абитуриентов.
Если раньше основными видами коммуникаций с абитуриентами являлись дни открытых дверей и справочники для поступающих в вузы, то в современных условиях основной коммуникационной средой становится глобальная сеть, а главным коммуникационным инструментом выступает сайт вуза. Важным конкурентным преимуществом университета становится не только наличие домена и сайта, но и его информационное наполнение, динамика содержательных изменений, дизайн, удобство пользования, механизмы продвижения в глобальных поисковых и рекламных системах.
Развитие высокотехнологичных коммуникаций позволяет коренным образом изменить все пространство высшего образования, так как заставляет вузовские администрации и управленцев системы образования коренным образом пересмотреть отношение к вузовской информации, стимулирует систему к большей (практически полной) информационной прозрачности, что не только сможет удовлетворить главные целевые аудитории (абитуриенты и родители, работодатели, студенты, преподаватели), но и позволяет оптимизировать механизмы государственного и общественного контроля системы образования.
В академической среде ведется дискуссия о необходимом и достаточном объеме раскрываемой вузами информации. Высокотехнологичные рейтинги вузов и исследовательских организаций (первый из них - Webometrics), построенные на развитых наукометрических механизмах и измерениях уровней коммуникаций, показывают, что одной из основ высокой конкурентоспособности университета должна быть его полная информационная открытость.
Экспертами Агентства проведена оценка сайтов 65 вузов, участвовавших в исследовании "Комплексная общественная оценка вузов Москвы", по нескольким критериям. На основании сводной оценки построен рейтинг вузов по уровню доступности вступительной информации для абитуриента, то есть по уровню развития вузовских интерент-коммуникаций в период вступительной кампании 2008 года.
Оценки проводились по трем критериям:
-
Динамика новостей (внутренние новости вуза)
-
Информация для абитуриента
-
Доступность информации для иностранных граждан.
(Эффективность работы в поисковых системах не оценивалась).
Критерий - Динамика новостей. Показатели: Оценка числа новостей за последний месяц по 4-балльной шкала. Оценка максимального временного интервала между новостями по 4-балльной шкале. Вес каждого показателя равен 0,5. Вес Критерия - Динамика новостей равен 0,2.
Критерий - Информация для абитуриентов. Показатели: Оценка удобства перехода в "абитуриентские разделы" по 4-балльной шкале. Оценка раздела с данными о стоимости обучения на 2008/2009 учебный год по 4-балльной шкале. Оценка раздела с данными о конкурсе за предыдущий год по 4-балльной шкале. Оценка работы Форума для поступающих по 4-балльной шкале. Вес первого показателя равен 0,1; остальных трех показателей - по 0,3. Вес Критерия - Информация для абитуриентов равен 0,6.
Критерий - Доступность информации для иностранных граждан. Оценка наличия и степени развитости иноязычных версий сайтов по 4-балльной шкале. Вес Критерия - Доступность информации для иностранных граждан равен 0,2.
Каждый критерий нормировался по максимальному значению и приводился к максимуму, равному 100. Сводная оценка получена путем агрегирования критериев, нормировки по максимальному значению и приведению к максимуму, равному 100.
В Табл 1. приведен сформированный на основе сводных оценок рейтинг вузов по уровню раскрытия информации для абитуриентов.
В крайнем правом столбце помещены данные о месте некоторых из рассматриваемых вузов в рейтинге Webometrics - 2008.
Следует отметить, что технологии Webometrics ориентированы главным образом на изучение исследовательской составляющей деятельности университетов, отраженной на вузовских сайтах, поэтому не следует слишком пристально сравнивать места вузов в двух рейтингах.
Таблица 1. Рейтинг вузов по уровню раскрытия информации для абитуриента на сайте
Место
|
Наименование вуза
|
Нормированная оценка
|
Место в рейтинге Webometrics-2008(справочно)
|
1 |
Государственный университет - Высшая школа экономики |
100 |
887 |
2 |
Московский государственный университет печати |
97 |
3983 |
3 |
Государственный университет управления (ГУУ) |
84 |
|
4 |
Российский государственный торгово-экономический университет |
76 |
|
5 |
Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова |
75 |
129 |
6 |
Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации |
73 |
|
7 |
Московский авиационный институт (государственный технический университет) |
72 |
2034 |
8-11 |
Московский государственный институт международных отношений (Университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации |
64 |
2161 |
8-11 |
Московская финансово-промышленная академия |
64 |
|
8-11 |
Российский государственный геологоразведочный университет имени Серго Орджоникидзе |
64 |
|
8-11 |
Российский университет дружбы народов |
64 |
2046 |
12-13 |
Московский государственный технический университет "МАМИ" |
63 |
|
12-13 |
Российский государственный гуманитарный университет |
63 |
2064 |
14 |
Московский государственный индустриальный университет |
62 |
3380 |
15 |
Московский государственный строительный университет |
61 |
|
16-18 |
Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева |
60 |
|
16-18 |
Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации |
60 |
|
16-18 |
Московская медицинская академия имени И.М.Сеченова Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию |
60 |
|
19-22 |
Московский автомобильно-дорожный институт (государственный технический университет) |
58 |
|
19-22 |
Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ) |
58 |
2276 |
19-22 |
Московский физико-технический институт (государственный университет) |
58 |
838 |
19-22 |
Московский городской педагогический университет |
58 |
|
23 |
Московский государственный университет путей сообщения |
56 |
|
24 |
Московский государственный текстильный университет имени А.Н. Косыгина |
54 |
|
25 |
Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации |
49 |
2510 |
26-27 |
Московский государственный институт стали и сплавов (технологический университет) |
48 |
|
26-27 |
Московский государственный университет дизайна и технологии |
48 |
|
28 |
Московская государственная академия тонкой химической технологии имени М.В. Ломоносова |
46 |
|
29 |
Всероссийская государственная налоговая академия |
45 |
|
30 |
Российский государственный социальный университет |
43 |
|
31-32 |
Московская финансово-юридическая академия |
42 |
|
31-32 |
Московский психолого-социальный институт |
42 |
|
33 |
Московский государственный институт электронной техники (технический университет) |
41 |
|
34 |
Российский новый университет (РосНОУ) |
40 |
|
35-42 |
Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана |
39 |
1482 |
35-42 |
Московский государственный университет геодезии и картографии |
39 |
|
35-42 |
Московский государственный университет пищевых производств |
39 |
|
35-42 |
Московский технический университет связи и информатики |
39 |
|
35-42 |
Московский энергетический институт (технический университет) |
39 |
2727 |
35-42 |
Современная гуманитарная академия |
39 |
3495 |
35-42 |
Институт гуманитарного образования |
39 |
|
35-42 |
Российская академия предпринимательства |
39 |
|
43 |
Московский городской психолого-педагогический университет |
37 |
|
44-47 |
Государственный университет по землеустройству |
35 |
|
44-47 |
Московский государственный открытый университет |
35 |
|
44-47 |
Московский государственный медико-стоматологический университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию |
35 |
|
44-47 |
Московский педагогический государственный университет |
35 |
|
48 |
Академия бюджета и казначейства Министерства финансов Российской Федерации |
32 |
|
49 |
Московский государственный институт радиотехники, электроники и автоматики (технический университет) |
30 |
|
50 |
МАТИ - Российский государственный технологический университет имени К.Э.Циолковского |
26 |
|
51-56 |
Московская академия образования Натальи Нестеровой |
25 |
|
51-56 |
Московская государственная юридическая академия |
25 |
|
51-56 |
Московский государственный вечерний металлургический институт |
25 |
|
51-56 |
Московский государственный технологический университет Станкин |
25 |
|
51-56 |
Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А.Тимирязева |
25 |
|
51-56 |
Российский государственный медицинский университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию |
25 |
|
57-58 |
Московский государственный лингвистический университет |
24 |
|
57-58 |
Московский государственный университет инженерной экологии |
24 |
|
59 |
Московский государственный горный университет |
23 |
|
60-62 |
Российская экономическая академия им.Г.В.Плеханова |
21 |
3054 |
60-62 |
Российский государственный университет нефти и газа имени И.М.Губкина |
21 |
3880 |
60-62 |
Московский инженерно-физический институт (государственный университет) |
21 |
1499 |
63 |
Московский государственный университет технологий и управления |
19 |
|
64-65 |
Московский архитектурный институт (государственная академия) |
6 |
|
64-65 |
Московский государственный институт электроники и математики (технический университет) |
6 |
3198 |
Лидер рейтинга - ГУ-ВШЭ отличается особой "продвинутостью" в реализации новых технологий, поэтому вполне ожидаема высокая оценка сайта университета, поддерживаемого сильной редакцией, состоящей, в том числе, и из студентов младших курсов, которые стремятся поделиться информацией и знаниями с новыми абитуриентами на портале ГУ-ВШЭ.
Российский лидер в рейтинге Webometrics-2008 - МГУ имени М.В.Ломоносова занимает высокое место и в рейтинге уровня коммуникаций с абитуриентами, что подтверждает высокую степень внимания администрации МГУ к развитию интернет-коммуникаций, а также высокий уровень работы редакции в таком гигантском вузе как МГУ.
Логично наблюдать в верхнем списке рейтинга такие вузы как МГУП, ГУУ, АНХ, МАИ, МГИМО(У), реализующие долговременные стратегии Интернет-коммуникаций.
В то же время может показаться странным нахождение в самом конце рейтинга таких технологически продвинутых вузов как МИФИ и МИЭМ. Действительно, интернет-пространство этих университетов развито, динамично, что подтверждается и присутствием этих университетов в рейтинге Webometrics, но, к сожалению, интернет-коммуникации с абитуриентами выражены значительно слабее.
Хотелось бы отметить высокое (8-11) место негосударственного вуза - МФПА, руководство которого целенаправленно развивает имеющиеся коммуникации со всеми целевыми аудиториями.
Проведенное исследование стало первым публичным опытом оценки вузовских сайтов отечественных вузов, и на данном этапе оно ограничено суженной предметной областью, облегченным методическим подходом и немногочисленным экспертным пулом. НРА РейтОР будет развивать направление деятельности по оценке сайтов, и мы надеемся, что изучение и оценка коммуникационных механизмов вузов на развитых методических принципах и технологических платформах поможет не только в процессах дальнейшей детализации картины образовательной среды, но и мотивирует вузы к большей прозрачности, повышении внимания к развитию коммуникаций со всеми аудиториями.
Источник: http://reitor.ru/
При любом использовании материалов сайта АКТИВНАЯ ГИПЕРССЫЛКА ОБЯЗАТЕЛЬНА
Все материалы защищены законом об авторском праве
HTML-код ссылки:
<a href=" ">Оценка уровня доступности вузовской информации в период вступительной кампании</a>
|
|