gerb ministry
Russian
Русский
English
English
French
Français
Spanish
Español
German
Deutsch
Italian
Italiano
Portuguese
Português
український
Україн
Kazakh
Қазақша
Chinese
中文
Arabic
ﺔﻴﺑﺮﻌﻟا
Mongolian
Mонгол
Vietnamese
Tiếng Việt
Moldavian
Moldov
Romanian
Română
Türkçe
Türkçe
Главная страница О проекте Карта портала Полезные ссылки Авторизация
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 28 29 30












Portal - Asociación Latinoamericano Rusia - Oferta Universitaria de las Americas y el Mundo, Rusas, estudios en rusia, universidades rusas, idioma ruso
Ruski studenti SCG
Фонд Русский мир

Из истории школы

"Нравственность поддерживается памятью о прошлом".
Д.С. Лихачев


Из истории школы
(XVIII-IX в.)

                История донесла до нас слишком мало сведений о русских школах. Однако известно, что в Новгороде Великом уже в XI-XII веках велись летописи, создавались искусно украшенные книги, бережно хранились государственные и юридические документы. А в Софийском соборе размещалось одно их первых русских книжных собраний. В результате последних раскопок оказалось, что новгородцы писали друг другу письма еще в IX веке. Это говорит о том, что часть из них была грамотной. Не считая первой попытки князя Владимира организовать в Киеве школу для подготовки священников из детей знати, можно считать, что до XVII века школ, как таковых, на Руси не было. В то время характер народного просвещения складывался как церковный и семейный. Церковь выступала хранительницей грамоты и нравственной проповеди, а семья воспитывала нравы. Образование можно было получить также в монастырях или обучиться ремеслу непосредственно у мастера.


Русские школы Дмитрия Ростовского

                Первые народные школы устроил святитель Дмитрий Ростовский. Митрополит Димитрий был очень озабочен необразованностью духовенства и невежеством народа. Его усилиями в Ростовском кремле 1 сентября 1702 г. открылась первая начальная церковная школа. Это было всесословное училище, хотя обучались, в основном, дети священников. Число учеников в школе доходило до 200, а обучение было бесплатным. В программу образования входило изучение русского языка, латыни, греческого языка, церковного пения и Закона Божия. Предположительно в число предметов входила и арифметика. Главное же место отводилось классической филологии.

                Вот выдержки из доклада профессора МДА Архимандрита ПЛАТОНА, прочитанного на Димитриевских чтениях в Ростове-на-Дону в 1996 г. Уклад жизни в школе доставлял ученикам немало развлечений, помогая разнообразить их монотонную жизнь. Современники могут сами сделать вывод о том, интересно ли детям было учиться в этой школе:

                "Ученики в школе разделились на три класса. Классная мебель состояла из столов, скамеек и классной доски. Учащиеся со скромными успехами сидели на последних местах, около печи и дверей. Лучший ученик в классе назывался "императором" и сидел впереди на особом месте. Ему давались и особые полномочия: он объяснял изучаемый материал, проводил опрос, ставил отметки. Он же наблюдал за порядком. На свое место император садился с особыми церемониями. Ученики воспевали ему: "Здравствуй, новый император!" В свободное время ученики совершали прогулки в поле, катались на лодке на остов озера Неро, посещали святителя Димитрия в его селах. По праздникам они разыгрывали театральные пьесы и диалоги. Пение и музыка оказывали благотворное влияние на эстетическое чувство учеников и творческое формирование, поскольку им приходилось и рисовать декорации, и изготавливать костюмы.
                Уклад жизни носил на себе черты чисто семейных отношений. Сам митрополит часто посещал училище, слушал ответы учеников, одобрял их успехи. Заимствовав для своей школы схоластические формы западной образованности, святитель Димитрий вдохнул в них дух семейной строгости, благожелательности и простоты, приблизив ее к типу неформальной восточной школы".


                В начальных школах Руси XVII века основными учебниками были Псалтырь, Часослов и другие богослужебные книги. Первые азбуки были созданы на основе церковных текстов. Все заведения типа средних школ, которые стали появляться только в 40-70-х годах, также как и начальные, находились в ведении православной церкви. Таким образом, выпускники получали богословско-филологическое образование. В первой четверти XVIII века был принят Духовный регламент, согласно которому в каждой епархии должна быть открыта школа при архиерейском доме. К 1727 г. существовало 46 таких школ с 3000 учеников.


Петровские государственные школы

                Первые светские государственные школы основаны Петром I. Указ Петра о создании таких учреждений - "цифирных школ" для обучения "малых ребяток из разных чинов" - был издан в 1714 году. Возраст учеников указывался от 10 до 15 лет. Новая школа обучала арифметике и началам геометрии. В 1720 году - через шесть лет после указа - было "в цифирной школе в Москве 70 учеников, а в провинциях их малое число". В 1722 году по всем губерниям России насчитывалось 42 цифирные школы. Обязательная посылка посадских детей в школу отвлекала их от овладения отцовским ремеслом: им нужно было сидеть за прилавком. Цифирные школы постепенно лишались своих учеников.

              & Светскими школами можно считать также гарнизонные школы, учрежденные в 1732 г. при пехотных полках. В первые годы царствования Екатерины II учителей математики можно было достать только оттуда. Многомиллионное население России оставалось по-прежнему сплошь, за малыми исключениями, неграмотным. Из цифирных школ толку не получалось. Просуществовав до 1744 г., они были слиты с гарнизонными школами или епархиальными церковными школами там, где последние существовали. В борьбе за учеников победили духовные школы, которые дожили до превращения их в семинарии в 1737 г.


Общеобразовательные школы - народные училища конца XVIII в.

                В 1775г. было принято решение об организации первых государственных учреждений по управлению образованием - Приказов общественного призрения - на которые возлагалось "попечение и надзирание об установлении и прочном основании народных училищ". Был утвержден перечень обязательных учебных дисциплин и установлена 4-часовая продолжительность ежедневных занятий.

               В 1782 г. в России для проведения масштабной школьной реформы была создана специальная Комиссия об учреждении народных училищ, целью которой явилось создание общеобразовательных школ для лиц всех сословий (кроме крестьян). Основные документы и план реформы были разработаны австрийским педагогом сербом Ф. И. Янковичем, который хорошо знал русский язык. По этому плану в городах создавались народные училища двух типов: главные - в губернских городах и малые - в уездных. Эти училища содержались за счет государства. В малых училищах изучались чтение, письмо, чистописание, арифметика, катехизис, а в главных - Закон Божий, русский язык, география, история, естественная история, геометрия, архитектура, механика и физика, иностранный язык. В Уставе народных училищ 1786 г. повсеместно вводилась классно-урочная система преподавания, "учение на природном языке", впервые предлагалось учитывать возрастные возможности учащихся при обучении. Но недостаток денежных средств не позволил привести в исполнение всех этих намерений: главные народные училища открыты в немногих городах. И хотя к 1785г. были закрыты все Русские и Цифирные школы и часть пансионов "по совершенной бесполезности в деле учения", общее количество учащихся в системе государственных училищ достигло 1192 человек, а к 1786г. их стало больше 2200. Число училищ возрастало с каждым годом. Если в 1782 г., когда началась реформа, в России было 8 главных училищ, где 26 учителей обучали 474 юношей и 44 девушки, то в 1801 г. их было уже 315, в которых трудилось 790 учителей, дававших знания 18128 юношам и 1787 девушкам.

               В январе 1803 г., на следующий год после учреждения Министерства просвещения Российской Империи, были утверждены "Правила народного просвещения". В их основе лежала идея общеобразовательной школы. Учебные заведения делились на 4 разряда: приходские и уездные училища, губернские гимназии и университеты. На территории России устанавливались 6 учебных округов: Московский, Виленский, Дерптский, Казанский, Харьковский, Петербургский. В каждом из них было несколько губерний под попечительством одного из членов Главного правления училищ. Каждая из низших ступеней служила подготовительной к следующему уровню образования до университета включительно. К 1819 г. во всех шести учебных округах уже были учреждены университеты. Им и было предоставлено наблюдение за гимназиями. Таким образом, школьное образование разделилось на две ступени: низшую - приходские училища и среднюю - уездные училища и гимназии. При этом срок обучения в приходских училищах определялся годичный, а создавались они во всех приходах городов и селений. В уездном училище нужно было обучаться 2 года. Учредить их полагалось по 1-му в каждом губернском и уездом городе. И, наконец, курс гимназии был рассчитан на 4 года. Создавались они на базе народных училищ в губернских городах, а главной их целью была подготовка к поступлению в университет. Для низших сословий преодоление всего 7-летнего курса школьного образования было невозможным: в гимназии принимались лишь дети дворян и чиновников.


Из истории школы

               Только в 1864 году вышло постановление о народных училищах, подчинявшее Министерству просвещения и сельские училища. Реформа начальной школы началась с ее нового устава: создание народных училищ и управление ими доверено земствам, а педагогическая опека - школьным советам, где представлены местная администрация, церковь и земство. До этого духовенство практически монополизировало обучение на селе. В России необходимо было создать новый тип учителя - земского учителя, который был бы одновременно способным и для учебной деятельности, и близок к народу.

               В этом же году была проведена и реформа средней школы - учрежден новый устав гимназий. Отныне они делились на классические, дающие право поступления в университет без экзаменов, и реальные (по немецкому образцу), готовящие учеников в высшие технические учебные заведения. К началу XX века учащиеся в России составляли 3% населения, тогда как в странах со всеобщим средним обучением они составляли 10%. Но в то же время наблюдалась тяга всех слоев населения к получению образования, и эти потребности учитывались царским правительством: - государственные расходы на народное образование с 1905 по 1915 гг. возросли в пять раз; - было намерение ввести всеобщее начальное образование (реформы П.А. Столыпина), но, к сожалению, оно так и не было реализовано.

Текст и изображения - Ирина Гайдель





При любом использовании материалов сайта АКТИВНАЯ ГИПЕРССЫЛКА ОБЯЗАТЕЛЬНА
Все материалы защищены законом об авторском праве
HTML-код ссылки:
<a href="">Из истории школы</a>
Поиск
Расширенный поиск


Важное
Ссылки
FAQ
Новое
Интерактивная карта образовательных организаций (учреждений), проводящих государственное тестирование по русскому языку как иностранному

Интерактивная карта образовательных учреждений Российской Федерации, осуществляющих довузовскую подготовку иностранных граждан на бюджетной основе

Федеральный портал "Российское образование"

ЕДИНОЕ ОКНО
доступа к образовательным ресурсам
Библиотека учебных ресурсов


© 2006-2013 Министерство образования и науки Российской Федерации
При использовании материалов сайта ссылка на «Российское образование для иностранных граждан» и уведомление администратора обязательны
Федеральная информационно-аналитическая система "Российское образование для иностранных граждан" зарегистрирована в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл N ФС 77 - 48613 от 16 февраля 2012 года